Cодержание
Слово «аутизм» уже стало понятным простому человеку. Все мифы о невозможности развития людей с РАС (расстройством аутистического спектра) в обществе постепенно исчезают, поэтому уже с младшего возраста особенных детей стараются отдавать не в специальные, а в общеобразовательные школы. Такая практика необходима не только для социализации ребенка с РАС, но для обычных учеников, которые учатся замечать, что одноклассники с «особенностями» — такие же люди, как и они сами.
На практике, однако, мы сталкиваемся с проблемами, которые мешают претворить в жизнь задуманный сценарий. Учителя в общеобразовательных школах не имеют квалификации в работе с особыми детьми, а из-за огромной нагрузки не успевают изучить этот вопрос самостоятельно. Кроме того, школьная программа не предполагает уроков с психологом, на которых можно было бы посвящать детей в эту тему. Как итог, в школьной жизни появляется еще больше стресса из-за изменений в привычном укладе.
О том, каково это — учиться вместе с особенным одноклассником, рассказывает ученица 11 класса Екатерина Кретинина.
«В неведении мы выбрали самую безопасную стратегию — избегать любого взаимодействия»«В неведении мы выбрали самую безопасную стратегию — избегать любого взаимодействия»
В 10 классе я очень удивилась, когда в списке новых одноклассников увидела имя мальчика с РАС. Для большинства из нас это был первый опыт столкновения с таким психическим расстройством. Никаких разъяснений или инструкций нам не дали, и присутствие Семена (имя изменено) в классе пришлось просто принять как данность. В неведении мы выбрали самую, как нам казалось, безопасную стратегию — стараться избегать любого взаимодействия.
Были, конечно, и милые моменты во время нашей школьной жизни, когда Семен, казалось, вливался в коллектив. Например, он играл на флейте для девочек перед праздником 8 марта. Но в большинстве случаев особенный ученик находился в своем мире и сидел в телефоне, когда одноклассники общались на переменах. Конфликтов с Семеном не возникало, но некоторое время он без причины ходил за мальчиком, улыбался и утверждал, что тот похож на девочку. В такие моменты мы совершенно не знали, как реагировать.
Действительно, люди с расстройством аутистического спектра не всегда понимают, что их слова могут обидеть человека или показаться странными. Одноклассники же особенных учеников отмечают, что им бывает сложно привыкнуть к поведению ребенка с РАС:

Поэтому, как бы ни была хороша задумка о социализации детей с РАС, психолог Алина Гуслистова утверждает, что насильно заставить подростков общаться с особенным одноклассником нельзя.

«Как же мне его оценивать?»«Как же мне его оценивать?»
Я живу в небольшом городке, в котором расположено всего три школы, и ни одна из них не специализируется на обучении детей с психическими расстройствами. Моя учительница русского языка и литературы после первого урока в 10 классе спросила: «Как же мне его оценивать?» Было видно, что она очень озадачена этим вопросом, который задала скорее себе, чем нам. И в действительности в нашей школе у учителей нет определенного шаблона поведения с особыми детьми. Одни просто позволяют Семену вести себя так, как он хочет — лишь бы не капризничал. Другие, наоборот, относятся к нему так же, как и к остальным ученикам: не берут в расчет факт, что информацию он порой усваивает хуже, чем остальные.
Другими словами, не знают как себя вести с особенными учениками не только одноклассники, но и сами учителя.

По мнению психолога Алины Гуслистовой, учитель в работе с особенным ребенком не должен выделять его среди остальных: закрывать глаза на отклонения от правил или слишком часто указывать на его «особенность». С другой стороны, педагогам стоит учитывать, что ученик с РАС временами может нуждаться в большем внимании. Кроме того, классные руководители должны следить за атмосферой в коллективе и в случае необходимости (ссоры, проявления недовольства со стороны учеников или родителей) проводить беседы с классом.
«Придется маме рассказать»«Придется маме рассказать»
«Сходить к психологу — все равно что рассказать о проблеме всей школе» или же «Они тут только для того, чтобы тесты проводить», — эти фразы часто можно услышать от школьников, которые считают практику школьного психолога бесполезной. Работа с особенными учениками была бы отличным способом доказать обратное, но в нашей школе соцработники будто руководствовались той же стратегией, что и дети, — избегать контакта с особенным учеником.
После уроков соцпедагоги рассказывали маме ученика о примерном поведении ее сына, однако их не было рядом, когда ученик мог позволить себе нецензурную лексику при другом учителе. Педагоги же, у которых попросту не было времени, чтобы подойти и поговорить об этом с психологом, продолжали закрывать глаза на поведение парня, и проблема никак не решалась.
Была и другая тактика: наругать Семена за капризное поведение. Психологи зачастую ограничивались фразой, которая скорее запугивала, чем помогала: «Придется маме рассказать». Работа, к сожалению, не велась и с нами, одноклассниками особенного парня: за два года обучения так и не состоялось ни одной беседы о том, как корректно общаться с Семеном.
О том, как должна вестись работа с особенными детьми, рассказала психолог Алина Гуслистова. По ее мнению, главная задача — не столько помочь, сколько не навредить:

«Главное — показать, что вы рядом и готовы помочь»«Главное — показать, что вы рядом и готовы помочь»
Алина Гуслистова также рассказала о тактике, которой стоит придерживаться в общении с одноклассником с РАС, чтобы создать более комфортную атмосферу в коллективе.
Также, если возникают конфликтные ситуации, Алина Гуслистова не советует вставать в оборонительно-агрессивную позицию. Намного лучше попытаться разобраться в ситуации, найти компромисс. «Попробуйте объяснить, почему вам неприятна эта ситуация, и дождитесь, когда ваш одноклассник немного успокоится», — говорит психолог.
В любом случае, не нужно заставлять себя общаться с одноклассником с РАС, но если вдруг у вас есть какие-то общие темы для разговора, то можете попробовать сблизиться с ним.
