Cодержание
Настолка или нечто большее?
О хобби-работе и развитии ролевого сообщества
«Разозлился на себя за то, что не знал о “ДнД” раньше»
«Могу побыть плохишом, которым нельзя быть в реальной жизни»
«Когда набрал 100 тысяч подписчиков, почувствовал опустошение»
«В обществе есть большой запрос на эскапизм»
О друзьях и деле всей жизни
«Моя жизнь вращается вокруг НРИ»
«Для меня нет более верного способа узнать человека близко, чем сыграть с ним в НРИ»
«Самое удивительное в настольных ролевых играх для меня — это люди, которые собрались рядом»
О волнении и создании собственного мира
«Прожить то, чего не проживешь в реальной жизни»
«Игра — дирижирование оркестром»
О любви и семье
«Совместные занятия помогают чувствовать себя командой»
Представьте, каково это: почувствовать себя богатой принцессой, трусливым воином, киборгом-убийцей, заботливой бабушкой или диким зверем. Многие люди думают, что на подобное способны только актеры, которые блистают в театрах и на киноэкранах. Но это не так. Теперь, чтобы стать кем-то другим (или, наоборот, собой), достаточно сыграть в настольную ролевую игру (НРИ).
Настолка или нечто большее?Настолка или нечто большее?
НРИ — это смесь настольных игр и театра. Каждый игрок примеряет на себя роль вымышленного персонажа: представляет, как тот выглядит, говорит, какие у него цели и чем он живет. Персонаж может быть практически любым. Вас ограничивает только собственная фантазия, правила игры и рамки сюжета, который придумывает ведущий игры — он же мастер, рассказчик или летописец.
Вместе игроки и мастер строят удивительные истории: вы можете сражаться с драконами или покорять космос, представлять себя славным рыцарем или бесчестным злодеем. Каждый игрок описывает действия своего героя, а мастер отвечает за мир и всех неигровых персонажей, которые встречаются на их пути. Успех ваших действий часто определяет случай, обычно — бросок игральных кубиков.
Самая популярная система из настольных ролевых игр — «Подземелья и драконы», то есть Dungeons and Dragons (сокращение — DnD или «ДнД»).
Кто-то считает, что настольные ролевые игры — это «секта», другие уверены, что НРИ — веселое хобби. Но факты говорят сами за себя: ролевки все сильнее проникают в медиа. Шоу «Подземелье Чикен Карри» приглашает на свои игры звездных гостей и собирает миллионы просмотров, а в фильмах и сериалах все чаще встречаются упоминания «ДнД».
Давайте разберемся, кто играет в НРИ, зачем и как игры влияют на жизнь этих людей.
Сники Дайс: о хобби-работе и развитии ролевого сообществаО хобби-работе и развитии ролевого сообщества
Даня, или ролевой блогер Сники Дайс, развивается в хобби уже несколько лет. За это время он снял десятки видео, создал площадку, где люди могут найти мастеров и игроков, и набрал более 100 тысяч подписчиков на ютуб-канале. Раньше Даня работал на классической «взрослой» работе, но последние полтора года посвятил свою жизнь каналу и настольным ролевым играм.

«Разозлился на себя за то, что не знал о “ДнД” раньше»«Разозлился на себя за то, что не знал о “ДнД” раньше»
— Я увлекался компьютерными играми, они были для меня всем. Однажды я уехал учиться в Санкт-Петербург и расстался с друзьями и своим стационарным компьютером. Я был отрезан от любимого хобби: у меня не было мощного ноутбука. Тогда я узнал, что такое настольные игры. У меня появились друзья из настольного сообщества, мы собирались на игры прямо в общежитии.
Примерно в 2019 году я пересматривал сериал «Очень странные дела» и увидел сцену, где герои играли в «Подземелья и драконы». Я поискал информацию и увидел, как люди играют в НРИ, что они доступны и бесплатны, а движок — лишь воображение.
В компьютерных играх движок — это сам компьютер. Насколько у тебя хорошие характеристики компьютера, столько игр ты и можешь «тянуть». А «ДнД» ничем не ограничено. Когда я это понял, то мне сорвало крышу, и я активно им увлекся.
Когда я впервые поиграл в «ДнД», меня это впечатлило. Я сильно разозлился на себя за то, что не знал о такой игре раньше, что мне о ней никто не рассказывал, и на этой злости поставил цель: во что бы то ни стало рассказать людям о «ДнД», чтобы они не узнали о хобби поздно, как я — во взрослом возрасте, когда уже не так много времени.
«Могу побыть плохишом, которым нельзя быть в реальной жизни»«Могу побыть плохишом, которым нельзя быть в реальной жизни»
— Мне нравится, что каждый игрок — это отдельная личность. Неважно, какого персонажа он отыгрывает: человек всегда привносит в игру себя. Завораживает, как разные люди уживаются за столом, передают друг другу опыт и проживают его, хотя на самом деле отыгрывают роли. Когда я веду игру как мастер, мне нравится, что мои идеи откликаются в игроках, как они восхищаются моими сюжетными задумками. Я люблю реализовывать свои идеи и смотреть, как в созданном мною мире живут игроки.
Когда я играю, мне нравится взаимодействовать с людьми, меняться опытом и пробовать что-то новое. Например, играя за варвара, который решает все грубой силой, я могу проявить свою теневую сторону и побыть плохишом, которым нельзя быть в реальной жизни. Это имеет для меня терапевтический эффект и придает хобби уникальность, которая отсутствует в компьютерных играх.
«Когда набрал 100 тысяч подписчиков, почувствовал опустошение»«Когда набрал 100 тысяч подписчиков, почувствовал опустошение»
— Когда я набрал 100 тысяч подписчиков на канале, то почувствовал опустошение. Это была моя мечта, и я не верил, что такое возможно. Я смотрел на другие каналы, у которых было всего 20–50 тысяч подписчиков, и думал, что потолок для настольных ролевых игр в России маленький. Но постепенно больше людей узнавало о ролевых играх. Тогда я почувствовал драйв и поставил себе цель — набрать 100 тысяч подписчиков. Я шел к ней долгое время, но, когда стукнуло 100 тысяч, к сожалению, не почувствовал ничего. Я ощутил, будто у меня пропала большая цель.
«В обществе есть большой запрос на эскапизм»«В обществе есть большой запрос на эскапизм»
— Сейчас в обществе колоссальный запрос на эскапизм, именно поэтому люди интересуются ролевыми играми. «Подземелья и драконы» — это самый здоровый эскапизм, который создает классные социальные связи с друзьями. При этом «ДнД» — качественное и дешевое времяпрепровождение, радующее людей любого возраста. Я играл с ребятами старше 50 лет и с детьми 14 лет, а также с младшим братом, которому было 6 лет. Это хобби подходит для всех, — рассказал Даня.
«Сады Гесперид»: о друзьях и деле всей жизниО друзьях и деле всей жизни
Антон, он же — Тамнар, мастер и руководитель проекта «Сады Гесперид», стал известным благодаря переводам игровых систем, лекциям и играм.
«Моя жизнь вращается вокруг НРИ»«Моя жизнь вращается вокруг НРИ»
— Изначально я занимался писательством — мне всегда было интересно строить истории и придумывать персонажей. Однако писательство оказалось для меня слишком замкнутым и асоциальным занятием. От нечего делать я предложил другу поиграть в НРИ, мы нашли знакомых и начали играть. Моя жизнь стала вращаться вокруг НРИ. Все, что я делаю, посвящено ролевым играм — для меня это волшебное хобби с невероятным потенциалом и невозможным количеством граней, которые приносят удовольствие и раскрывают меня и других людей.
Ролевые игры — это возможность безграничного сотворчества. Здесь все игроки пишут истории вместе с тобой. Это рождает синергию, когда все участники ловят одно и то же ощущение и мысли друг друга. Подобное чувство бесценно, так как ты учишься понимать людей, доносить свои мысли не только словами, но и взглядами, жестами. Это важно и в жизни вне игры.
Раньше я испытывал невероятный страх сцены, боялся говорить с людьми, а НРИ помогли это вытравить из себя. Я научился правильно подавать себя и общаться с другими.
Кроме того, мозг не различает вымышленную историю и реальный опыт. Когда ты играешь, то чувствуешь, что персонаж — это ты. Это ты побеждал врагов, сталкивался с социальными проблемами, наслаждался трогательными моментами и обретал новых друзей. Благодаря настольным ролевым играм можно в безопасной среде проработать многие человеческие истории: это не злой начальник, а дракон, это не твои друзья внезапно перестали с тобой общаться, а конфликт в отряде.
В НРИ есть бесконечные возможности для самовыражения. Сложно написать книгу, сыграть в театре, но нет ничего сложного в том, чтобы сесть за стол и начать играть с людьми. Чтобы начать, не нужно долго учиться.
«Для меня нет более верного способа узнать человека близко, чем сыграть с ним в НРИ»«Для меня нет более верного способа узнать человека близко, чем сыграть с ним в НРИ»
— Я наслаждаюсь, когда вижу огонь в глазах игроков, им интересно, а я могу помолчать и послушать, что они хотят рассказать. Мне интересно видеть сквозь персонажей людей, которые за них играют. НРИ — чистый белый лист творчества. На играх люди проявляют черты личности, которые, возможно, никогда бы не решились показать в реальной жизни. Когда я вожу, я вижу, о чем человек думает, чего хочет. Для меня нет более верного способа узнать человека близко, чем сыграть с ним в НРИ.
Моя консервативная семья не очень любит творчество и не признает его как дело. Родственники примерно представляют, чем я увлекаюсь, но считают, что я застрял в детстве и никак не развиваюсь, несмотря на то, что я читаю лекции и веду интерактивы на фестивалях.
«Самое удивительное в настольных ролевых играх для меня — это люди, которые собрались рядом»«Самое удивительное в настольных ролевых играх для меня — это люди, которые собрались рядом»
— Может показаться, что я асоциальный человек, замкнутый в своем хобби, но это не так. У меня много друзей, и большинство из них играли в НРИ. Наше сообщество наполнено интересными и яркими людьми, которые сближают нас на основе огромного хобби. Мне хватает такого круга общения.
Самое удивительное в настольных ролевых играх для меня — это люди, которые собрались рядом. Любое хобби объединяет людей, и я нашел своих лучших друзей через игру. Мой лучший друг изначально конфликтовал со мной по поводу НРИ, но мы сыграли вместе и почувствовали, что мы за люди и как мы думаем. С тех пор мы неразлучны.
Каждый Новый год мы с моими лучшими друзьями празднуем втроем и водим друг другу игры — это наша традиция, выражение того, что нас объединило. Без НРИ я бы остался замкнутым, пугливым подростком. Благодаря НРИ я имею все, что имею, — поделился Антон.
«Сказки из темноты»: о волнении и создании собственного мираО волнении и создании собственного мира
Дарья — руководитель проекта «Сказки из темноты». Девушка выступает с лекциями на ролевых фестивалях и пишет статьи с советами для других игроков и мастеров.

«Прожить то, чего не проживешь в реальной жизни»«Прожить то, чего не проживешь в реальной жизни»
— В НРИ меня привлекает возможность прожить то, чего не проживешь в реальной жизни. Стать другим человеком, отыгрывать более легкомысленный, безответственный или, наоборот, злой и манипулятивный характер. Нравится скрупулезно выстраивать мир, который работает по своим законам со своими условностями. Нравится наблюдать, как мои игроки перевоплощаются в абсолютно новых персонажей, меняя не только тон голоса и стиль речи, но даже особенности поведения.
Наверное, единственная причина сосредоточенности на НРИ сейчас — мои проекты, которыми я горю и за которые переживаю. Но в остальном я стараюсь выделять время и на другие хобби, чтобы не перегорать.

«Игра — дирижирование оркестром»«Игра — дирижирование оркестром»
— Когда я вожу игры, то чувствую море ответственности и волнения. Мне важно, чтобы игроки хорошо провели время, потому что они тратят несколько часов своей жизни на одну сессию, и я пытаюсь уважать это время. Для меня игра больше похожа на дирижирование оркестром, в котором основную музыку пишут игроки, и моя задача — грамотно распределить время, сюжет и «декорации». Я не чувствую тех же эмоций, что игроки, и не ощущаю ту же атмосферу, но я наверстываю свои позитивные эмоции, когда ловлю реакции игроков: хорошие, плохие — любые.
Посторонние люди относятся к «ДнД» по-разному. Они делятся на два типа: одни воспринимают игру как мини-театр или усложненную настолку, полноценное увлечение, в целом здорово реагируют, а другие относятся предвзято, как будто НРИ — это детский сад. Вторым пользу, преимущества и смысл НРИ не донести никак.
Влиться в настольные ролевые игры легко — это зависит от системы и желания человека. Многие системы легкие, учатся быстро, а иногда правила вообще можно не читать для первых игр, мастер все подскажет. С другой стороны, я понимаю, что самая большая трудность — найти компанию людей, с которыми получится влиться в НРИ. Может не повезти с составом, попасться тираничный мастер или банально не быть офлайн-партий в ближайшей местности. С этой точки зрения влиться, пожалуй, трудно. Но если хочется, не бойтесь пробовать, искать и пытаться. НРИ — чудесное хобби, которое стоит затраченных усилий, — рассказала Дарья.
Heart of Dice: о любви и семьеО любви и семье
Павел, или Кел-Тузад — мастер канала Heart of Dice. Помимо того, что он водит игры, команда Кела переводит приключения для некоторых систем и другие дополнительные материалы.
«Совместные занятия помогают чувствовать себя командой»«Совместные занятия помогают чувствовать себя командой»
— «Подземелья и драконы» — слова, которые давно уже стали важной частью моей личности. Началось все лет десять назад как тимбилдинг на работе, а стало, наверное, моим самым главным хобби, пронизывающим всю жизнь.
Мне всегда нравилось фэнтези, и настольные ролевые игры сразу «зашли». Они стали в том числе интересной темой для обсуждения с моей будущей женой, когда мы познакомились. Тогда она не особо знала про всевозможные системы, но уже придумывала и водила игры сама, создавала их «с нуля» для своих друзей — словески с загадками и определенными правилами.
Мы начали играть вместе. Сначала в роли мастера выступала она, а я играл. Потом втянулся в создание приключений. НРИ для нас — это повод для совместного творчества, фантастических путешествий и отличного времяпровождения с друзьями, даже если большая часть наших игр сейчас проходит онлайн. Там же есть и сопутствующие хобби: мы вместе красим миниатюрки для игр, придумываем мир и стараемся вести телеграм-канал с нашими играми. Для этого, в свою очередь, приходится писать музыку, тексты, вести хроники, монтировать видео. Хорошо, когда у вас есть такие совместные занятия — это помогает чувствовать себя командой!
Два года назад в нашей команде стало на одного человека больше. И, хотя двухлетний малыш пока не может играть с нами в НРИ, он уже с удовольствием любуется драконами и кидает плюшевый д20 (игральный кубик с 20-ю гранями — Прим. Ред.) размером почти с него самого. Цифры на нем, кстати, тоже уверенно называет — не за горами первое приключение! Надо только говорить научиться немного получше.
С нетерпением ждем, когда терпения и способностей ребенка будет хватать на простенькие игры и надеемся, что ему понравится. Пока что с интересом разглядываем книги с приключениями для малышей и думаем, как это все записывать на видео, когда придет время, — поделился Павел.
