В новой серии материалов мы заглядываем за кулисы студенческой жизни, чтобы узнать о трудностях адаптации, особенностях обучения и возможностях, которые открываются перед студентами престижных вузов.
Ульяна — студентка, только что окончившая первый курс Санкт-Петербургского института кино и телевидения, который вошел в Топ-200 вузов России в Национальном агрегированном рейтинге 2025 года. В этом интервью она делится опытом учебы на программе «Режиссер игрового кино»: о сложностях адаптации, развитии профессиональных навыков и жизни внутри киношной мастерской.

— Почему ваш выбор пал именно на СПбГИКиТ, а не на другие престижные творческие вузы?
— Еще в школе я мечтала поступить во ВГИК, строила амбициозные планы и шла к своей цели. Но неожиданно возник шанс заняться съемкой в родном городе, где завязались важные знакомства и сложились теплые отношения. Переезд в Москву стал бы большим финансовым испытанием, которого я не хотела. Услышав положительные отзывы о петербургском Институте кино и телевидения от коллеги, заинтересовалась учебным заведением, прошла полугодичные подготовительные курсы и, влюбившись в атмосферу института, решила остаться учиться именно здесь.
— Страхи были серьезные: казалось, учеба превратится в бесконечные дни в стенах института, заполненные написанием сценариев и непрерывными съемками. И реальность во многом совпала с ожиданиями, но все оказалось гораздо сложнее. До поступления у меня уже был опыт съемок. Однако, когда появились профессиональные сценаристы, добавились правила и необходимость работать с командой. Ресурса для одновременного решения множества задач часто не хватает, но мы настойчиво движемся вперед. Сначала ожидалось больше практических упражнений и коротких этюдов, особенно на занятиях по режиссерскому мастерству и драматургии. Но основное внимание уделяется длительным проектам, которые занимают практически весь учебный период. Вероятно, без такого подхода справиться с объемом было бы невозможно.
— У меня нет возможности сравнить, так как я получаю образование в рамках одной мастерской. Каждая такая творческая группа представляет собой особый микромир со своими методами и направлениями развития, зависящими непосредственно от наставника. Именно личность мастера формирует уникальную образовательную среду и индивидуальный подход к каждому студенту.
— Учеба дается тяжело. Причем проблемы возникают не столько из-за нехватки времени или усталости, сколько из-за быстрого внутреннего опустошения и риска эмоционального выгорания. Сложности начинаются, когда пытаешься совместить теоретические знания с практическими навыками. Из-за учебы остается меньше времени для реальной работы, а параллельная занятость плохо влияет на качество образования. Главный вызов — поддержание равновесия между учебой, съемочным процессом и повседневной жизнью.
А еще поиск «своего» стиля, не вписывающегося в рамки драматургии и возможностей. Можно сделать все правильно, но это не откликнется тебе как автору. Можно сделать свое, но непонятно и неинтересно для зрителя. А нужно совмещать лучшее из обоих вариантов. Это самое трудное.
— В первую очередь — поддержка. Мы нужны друг другу, и никто не поймет киношника так, как киношник. Особенно выпускники из того же вуза. Мы выходим друг к другу на смены. Иногда даже на те должности, которые не особо интересны нам самим. Старшие курсы помогают младшим, а младшие с удовольствием ассистируют старшим. Я бы сказала, что мы все живем как народ странной и причудливой страны Кино со своими законами и процессами. Разумеется, есть и диверсанты, и те, кто находит своих людей и отделяется от остальных. Но основная часть держится друг за друга.
— Все зависит от конкретного преподавателя. Основное направление учебы — это практика, связанная с созданием фильмов: курсовиков, дипломных работ, этюдов. Поэтому традиционные экзамены уходят на второй план. Если студент регулярно снимает, пишет сценарии и работает над проектами, то сдача профильных предметов не будет проблемой.
— Пока я лично не сталкивалась с практикой от вуза, поэтому рассказать подробно не получится. Знаю, что студенты-продюсеры ездят на “Ленфильм”, изучают производственные процессы и приобретают практические навыки. Что касается моего направления, то это постоянные съемки курсовых работ, дипломных фильмов и различных творческих проектов.
— Студенты остро нуждаются в большем финансировании учебных проектов. Поскольку сейчас приходится тратить значительные суммы из собственного бюджета — часто около ста тысяч рублей и больше. Особенно это актуально для студентов режиссерских направлений. Было бы полезно организовать отдельное направление внутри вуза, ориентированное на работу художественных цехов: художников-постановщиков, костюмеров и специалистов по гриму.
Кроме того, хотелось бы, чтобы институт функционировал круглосуточно, ведь сейчас мы вынуждены заканчивать съемочный процесс в одиннадцать вечера, тратить час на дорогу домой, спать несколько часов или работать вне стен вуза, чтобы успеть вернуться обратно утром. Хочется получить возможность монтировать ночью за компьютерами в институте, если честно.
— На самом деле слышала все то же, что и ожидала. Наверное, могу добавить только про риторику уровня «выживут только сильнейшие». Правда, насколько верна эта мысль, станет понятно лишь после окончания вуза.
Лидия Уткина