Cодержание
Вы никогда не задумывались, почему нам так нравится смотреть ужастики: каждый раз чувствовать мурашки по коже, холодный пот? Поговорим об этом с психоаналитиком Аревик Антоновой.
Как работает страх при просмотре фильмов ужасов?Как работает страх при просмотре фильмов ужасов?
Страх — базовый инстинкт, помогающий избежать опасности. При столкновении с внезапной угрозой у человека происходит выброс гормонов: зрачки расширяются, сердцебиение учащается, кожа бледнеет. Из-за высокого уровня адреналина это вызывает защитную реакцию «бей, беги или замри».
Однако, когда мы смотрим фильмы ужасов на диване или в кинотеатре, окружающая обстановка безопасна. Мозг чувствует облегчение и воспринимает увиденное как «острые ощущения», после чего адреналин сменяется дофамином.
«На самом деле, людям не нравится бояться. Это защитный механизм, который в нас инстинктивно заложен. Когда страшно, мы или сбегаем, или пытаемся побороть. И вот это стремление смотреть страшное, изучать страшное — это тоже защитный механизм, который пытается побороть свой страх», — рассказывает Аревик Антонова.

Почему люди любят смотреть хорроры?Почему люди любят смотреть хорроры?
Первую причину мы уже назвали — потребность в острых ощущениях. Что же еще может быть?
Тренировка для психики
Хорроры моделируют экстремальные ситуации. Смотрящий фильм «выживает» на ментальном уровне вместе с героями: «Как бы я поступил в логове злодея?» При переживании волн страха зритель становится стрессоустойчивее и увереннее.
При этом у каждого человека свой «болевой порог» и «кнопки страха». Уровень ужаса не должен превышать границы, которые вы способны выдержать. Выбирайте ужастики осторожно, чтобы избежать вреда для психики.
Любопытство и тяга к запретному
Ужасы — свободный жанр, где можно показывать то, что в обществе табуировано: сцены насилия, уродства, крови. Порой герои фильма идут на бесчестные поступки, чтобы спасти себя. Также ужасы часто поднимают важные философские и психологические вопросы, касающиеся природы зла, человеческой уязвимости и борьбы добра со злом.
Отражение коллективных проблем
Ужасы также служат зеркалом социальных страхов и тревог, отражая коллективные опасения общества перед неизвестностью, болезнями, технологиями или властью. Через метафорическое изображение ужасающих событий фильмы помогают людям справляться с собственными страхами и переживаниями, превращая абстрактные угрозы в осязаемые образы.
Например, вы знали, что зомби — это не просто мертвецы, восставшие из могил в поисках мозгов? Это глубокое отражение страха человечества перед эпидемией, потерей разума, распада общества.
Фильм «Война миров Z» (2013) действительно показывает масштабный зомби-апокалипсис, охвативший весь мир. Главный герой, бывший сотрудник ООН, отправляется в опасное путешествие, пытаясь найти способ остановить распространение вируса, превращающего людей в агрессивных существ.
Во всех экранизациях «Франкенштейна» ученый преступает границы дозволенного, создает монстра и теряет контроль над творением. Эта сюжетная линия отражает вечные вопросы морали науки, ответственности ученого за последствия своих открытий и пределов человеческих возможностей.
В «Кэрри» (2013), снятой по роману Стивена Кинга (1976), монстр — фанатично религиозная мать главной героини, символ подавления женской сексуальности. Ее жесткая приверженность пуританским догмам создает атмосферу постоянного контроля над телом дочери, так что любые проявления физиологии девушки воспринимаются ей как греховные и порочные.
Все это — отражение наших коллективных страхов.

Какие приемы используют в хоррор-фильмах?Какие приемы используют в хоррор-фильмах?
Использование архетипов
Очень часто режиссеры, чтобы создать монстров, используют устоявшиеся образы. Это усиливает эмоциональное воздействие на зрителя, создает ассоциацию.
Например, нередко в роли злодеев предстают клоуны — это один из популярных образов в ужасах. С одной стороны, мы видим веселого циркового артиста с ярким гримом и в смешном костюме, который развлекает совсем молоденьких ребят. С другой — воплощение обмана: мы не знаем, кто скрывается за гримом и маской, а карикатурные черты вызывают тревогу. Очень наглядно этот образ продемонстрирован в фильме «Оно» (2017), снятом по книге Стивена Кинга (1986).
«Архетипы, вызывающие ужас и страх, — это, конечно, стереотипизация, потому что большинство ужастиков, большинство жанров страха, демонизируют эти архетипы», — Аревик Антонова.
Создание саспенса
Прием направлен на усиление тревоги у зрителя. Цель саспенса — удержать внимание публики, создавая ощущение неизбежности какого-то важного события, последствия которого остаются неясными и непредсказуемыми. Так, в фильме «Сияние» (1980) Джек Николсон медленно открывает дверь в номер 237.
Тесный кадр
Это техника съемки, при которой камера фокусируется на одном предмете или части тела персонажа, исключая фон и окружающую обстановку. Он создает чувство изоляции, усиливает страх, позволяет сосредоточиться на жутких деталях. В фильме «Бабадук» (2014) главная героиня Амелия постоянно оказывается в буквальной ловушке. Камера часто «запирает» ее в кадре, располагая между дверными косяками, оконными рамами или другими объектами в ее доме. Этот дом, который должен быть безопасным убежищем, кинематографически превращается в тюрьму, отражая ее психологическое состояние.
Игра со звуком
Использование тишины, нервирующих звуков и музыки — распространенный прием в фильмах ужасов, создающий чувство тревоги и напряжения. Например, в картине «Тихое место» (2018) тихая обстановка сама по себе становится угрозой: малейшие звуки привлекают монстров, реагирующих только на шум. Фильм заставляет зрителей внимательно следить за каждым звуком, создавая уникальное ощущение напряжения.
Разумеется, перечисленными приемами режиссеры не ограничивается. В творчестве они сочетают огромное количество техник, которые позволяют нам по-настоящему наслаждаться безопасным страхом. Так что теперь, смотря хорроры, вы будете знать: что именно и почему вас пугает.
Фото: Freepik