Меняются способы получения знаний, методы преподавания и даже сам портрет успешного специалиста. Сегодня все чаще говорят о том, что классическое гуманитарное образование теряет позиции, а выпускники выбирают профессии, далекие от диплома.
Мы поговорили с ректором Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, Сергеем Тарасовым, чтобы понять, как главный педагогический вуз страны отвечает на вызовы нового времени.

— Почему так часто гуманитарии не работают по своей специальности?
Этот феномен во многом объясняется гибкостью современных образовательных траекторий. Студенты гуманитарных направлений стремятся приобретать широкий спектр компетенций, что позволяет им адаптироваться к динамичным запросам общества. Однако в нашем университете мы фиксируем и другие тенденции: 82% выпускников-педагогов РГПУ им. А. И. Герцена идут работать в систему образования. Это результат большой работы, которая сочетает фундаментальную подготовку с развитием гибких навыков. Учитель сегодня — это не только предметник, но и носитель культуры, что делает профессию универсальной даже в условиях меняющегося рынка труда.
— Есть ли у вуза системная позиция по этому вопросу?
Да, и она реализуется через определенные проекты. Например, это мегапроект «Университет, открытый регионам», объединяющий ключевые инициативы вуза. Мы ведем системную аналитическую работу. Сейчас стоит важнейшая задача — формирование единого образовательного пространства. Необходима комплексная сетевая работа всех образовательных организаций. Например, мы организуем методическую поддержку школ и проводим практикоориентированные исследования.
— Возможны примеры инициатив, направленных на решение этой задачи?
Яркий пример — проект «Команда школьных педагогов «под ключ». Выпускники приходят в школы целыми подготовленными коллективами, заранее общаются с руководством образовательной организации. Мы достигли хороших результатов: во многих таких командах за пять лет не ушел ни один педагог. Это стало возможным благодаря интеграции различных практик — мы обеспечиваем правовую и психологическую поддержку молодых учителей.
— Какие изменения в системе образования, на ваш взгляд, станут ключевыми в ближайшие 5–10 лет?
Ключевой вызов — работа с поколением Альфа, для которого клиповое мышление стало нормой. Удержать их внимание невозможно без внедрения определенных методических инноваций. Одна из них – геймификация образовательного процесса. Поэтому мы создали в нашем университете Центр игротехнических практик и научно-практическую лабораторию «Искусственный интеллект в образовании». К слову, вопрос применения ИИ в образовательном процессе также является крайне актуальным. Конечно, искусственный интеллект не заменит учителя, а усилит его роль: технологии возьмут на себя рутину, освободив время для творчества и живого общения.

— Какой должна стать школа (или вуз), чтобы она действительно готовила к жизни, а не только к экзаменам?
Школа будущего — это пространство, где наставничество и социокультурное развитие стоят в приоритете. Пример — наш Открытый кампус: после занятий здесь проходят мероприятия для детей и родителей, для всех горожан и гостей города. Мы видим педагогический университет как креативный кластер, культурный центр, в котором проходит подготовка учителей. Учитель сейчас, безусловно, должен быть не «урокодателем», а проводником в мир знаний и ценностей.
— Как вы видите будущее профессий для сегодняшних школьников — что будет востребовано, а что устареет?
Востребованы останутся профессии направления «человек-человек», где критически важен эмоциональный интеллект и способность к эмпатии. Педагог — идеальный пример: он не только передает знания, но и формирует личность. Возможно, устареют некоторые функции, которые можно автоматизировать, но роль учителя как наставника лишь возрастет. Уже сегодня Герценовский университет выпускает 2 тыс. педагогов в год, и спрос на них растет — особенно в естественно-научных дисциплинах. Наша задача — наполнить профессию новыми смыслами, сочетая традиции и инновации, чтобы учитель оставался символом культуры и прогресса.