Cодержание
В российском образовании происходит тихая революция. Все больше детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — то есть с разными формами инвалидности и серьезными заболеваниями — учатся в обычных школах. Взрослые с инвалидностью тоже получают возможность осваивать профессии благодаря особым программам. Но настоящая инклюзия — это не просто физическое присутствие в здании школы, а создание такой среды, где каждый может учиться и раскрывать свои способности.
О том, каково ходить в школу с тяжелым заболеванием, «Пяти углам» рассказал 16-летний Марк:
От доступности — к качествуОт доступности — к качеству
Раньше в России стремились обеспечить физическую доступность образовательных учреждений: сделать пандусы, лифты, широкие дверные проемы. Сегодня внимание сместилось на качество самого образования и подготовку к будущей профессии. По данным Министерства просвещения, за последние пять лет количество детей с ОВЗ, обучающихся в обычных классах, выросло на 40%.
«Инклюзия — это не про то, чтобы просто поставить пандус, — объясняет Наталия Петрова, директор центра инклюзивного образования «Южный» города Москва. — Речь идет о создании такой системы, где каждый ребенок получает именно те инструменты и поддержку, которые ему необходимы для успешного обучения».
От школы — к карьереОт школы — к карьере
Сегодня важно, чтобы обучение не заканчивалось в школе. Специализированные программы профессионального обучения позволяют людям с инвалидностью осваивать востребованные профессии.
В техникумах и колледжах появляются адаптированные курсы по IT-специальностям, графическому дизайну, ремесленным профессиям. Например, в московском колледже №21 действует программа подготовки специалистов по адаптивной физкультуре — это занятия физкультурой для людей с инвалидностью, где обучаются студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
«Из-за инвалидности по астме я не мог участвовать в обычных школьных мероприятиях, — делится Марк. — Но с помощью новых технологий я "присутствую" в классе даже из больницы: общаюсь с одноклассниками. Это полностью изменило мое отношение к школе — я больше не чувствую себя изолированным».
Откуда берутся педагоги?Откуда берутся педагоги?
Эффективность инклюзивного образования напрямую зависит от квалификации педагогов. По всей стране открываются программы повышения квалификации, где учителя осваивают методы работы с особенными студентами.
«Самый частый вопрос от преподавателей: "Как мне работать с таким студентом?" — делится Мария Прочухаева, тренер курсов по инклюзивному образованию, руководитель службы ранней помощи Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Роза ветров», города Москва. — Мы учим не просто методикам, а пониманию особенностей разных нозологий (видов заболеваний), способам адаптации материалов, технологиям создания комфортной среды».
Технологии в помощьТехнологии в помощь
Цифровизация образования открыла новые возможности для инклюзии. Специальное программное обеспечение, онлайн-курсы с адаптированным контентом, системы видеосвязи с сурдопереводом — эти инструменты стирают границы в образовании.
В российских вузах активно внедряются дистанционные форматы обучения. Например, в НИТУ «МИСиС» действует программа сопровождения студентов с инвалидностью, где тьюторы (персональные наставники) помогают осваивать материал в онлайн-формате.
«Моя мечта — стать программистом, и инклюзивное образование дает мне этот шанс», — говорит Марк. — Несмотря на то, что из-за тяжелой астмы я часто нахожусь на домашнем обучении, индивидуальный учебный план и дистанционные технологии позволяют осваивать программирование наравне со сверстниками».
Вызовы остаютсяВызовы остаются
Несмотря на прогресс, проблемы сохраняются. Главные из них — неравенство между регионами в качестве инклюзивного образования и недостаточная готовность работодателей принимать специалистов с инвалидностью.
ПерспективыПерспективы
Эксперты сходятся во мнении: инклюзивное образование — это не просто социальная обязанность государства, а инвестиция в будущее. Когда люди с инвалидностью получают качественное образование и востребованную профессию, они становятся полноправными участниками экономики, что выгодно для всей страны.
Следующий необходимый шаг — создать единую систему сопровождения: от школьной скамьи до рабочего места. Только так можно обеспечить настоящую социальную интеграцию и реализацию потенциала каждого человека, независимо от его особенностей.
Фото: unsplash
Екатерина Колногорова