Cодержание
Идея введения обязательного ЕГЭ по истории обсуждается в России уже не первый год. Еще в 2019 году впервые прозвучали официальные заявления о том, что экзамен по истории может стать обязательным для всех выпускников. Сегодня мы, наконец, подошли к практической реализации этой идеи. Минобрнауки официально предложило включить ЕГЭ по истории в перечень обязательных вступительных испытаний для поступления более чем на 20 социально-гуманитарных направлений. С 1 марта 2026 года вузы получат право выбирать — требовать от абитуриентов ЕГЭ по истории или по обществознанию, а уже к 2027 году история, скорее всего, станет единственным обязательным вариантом. Инициативу поддержал лично президент Владимир Путин, назвав знание истории важным для понимания настоящего и формирования патриотического сознания.
Какие направления затронет? Какие направления затронет?
· Юриспруденция
· Социология
· Реклама и связи с общественностью
· Культурология
· Философия
· Конфликтология
· Таможенное дело
· Педагогика и психология девиантного поведения
· Издательское дело
· Публичная политика и социальные науки
Сторонники нововведения отмечают, что обязательный ЕГЭ по истории повысит общий уровень исторической грамотности среди выпускников. Более того, сам формат экзамена способствует отбору тех, кто умеет мыслить критически, а это напрямую повышает академический уровень будущих студентов. С этим согласна Ирина Александровна Синкина, учитель истории и обществознания ГБОУ Школы № 1862 г. Москвы: «Знание истории, на мой взгляд, это вообще базовые компетенции современного человека. Что касается конкретных профессий, то для юристов - это умение систематизировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи; для социологов - это знание особенностей развития общества, особенностей менталитета, возможные реакции общества на вызовы времени; для рекламистов - это знание культурно-психологических аспектов».
Как это будет работать на практике? Как это будет работать на практике?
До 20 января 2026 года все университеты обязаны опубликовать окончательные перечни вступительных испытаний по каждому направлению, в том числе указать, какой экзамен они требуют: историю или обществознание.
Важно: выбор делает не абитуриент, а вуз. Это означает, что один и тот же абитуриент может подать документы в два университета на одну и ту же специальность, но в одном ему понадобится ЕГЭ по истории, а в другом — по обществознанию.
Сам приказ Минобрнауки, если его примут, вступит в силу 1 марта 2026 года и будет действовать до 1 сентября 2029 года, то есть охватит три приемные кампании: 2026, 2027 и 2028 годов. За это время переход к обязательной истории должен завершиться окончательно.
Риски и реалии новой экзаменационной модели Риски и реалии новой экзаменационной модели
Реформа, несмотря на свои благие намерения, вызывает и серьезные опасения. Многие школьники, особенно те, кто изначально нацеливался на поступление через обществознание, не готовились к ЕГЭ по истории, теперь им придется срочно перестраивать всю подготовку, что создает дополнительную нагрузку. Есть риск, что конкурс упадет на узких или менее востребованных направлениях, что приведет к недобору группы или закрытию данных направлений. Однако Ирина Синкина считает иначе: «Не думаю, что экзамен по истории приведет к снижению числа поступающих в гуманитарные ВУЗы. Все-таки в сферу социально-гуманитарных наук идут люди увлеченные, понимающие важность и значимость истории».
В то же время она подчеркивает, что введение ЕГЭ по истории не даст гарантии популярности исторической науки среди молодежи: «Чтоб история стала частью востребованных знаний, необходимо популяризировать профессии гуманитарного цикла, поднимать престиж исторической науки».
Особенно остро споры разворачиваются вокруг одного из главных аргументов в пользу реформы — утверждения, что знание истории формирует патриотическое сознание. Именно эту идею поддержал президент, назвав историю «ключом к пониманию настоящего». Однако многие видят в такой логике серьезную опасность: когда экзамен превращается в инструмент идеологического конструирования, он рискует утратить образовательную суть.
Ирина Синкина убеждена, что формальный экзамен не может стать мерилом патриотизма. «Введение обязательного ЕГЭ по истории никак не усилит патриотическое воспитание, потому что это всего лишь экзамен, а в патриотическом воспитании участвует множество других факторов. Можно не знать досконально даты исторических событий, какие-то особые научные термины, но это ведь не значит, что человек не патриот своего Отечества».
Евгения Щербенева