Вопрос «А судьи кто?» из пьесы Грибоедова «Горе от ума» знаком каждому старшекласснику, но задумывались ли вы когда-нибудь о том, какими актуальными они могут быть?
Напомним, что в произведении основной конфликт разгорается между Чацким, представителем нового поколения дворян, и обществом Фамусова, в котором принято ценить не человека, а его чин и деньги. Идея всей пьесы уже отражена в названии. Новые и необычные взгляды Чацкого не соответствуют общепринятым нормам консервативного общества, которое и обвиняет его в «безумстве». Герой пьесы возмущен, он искренне не понимает поколение «отцов», присвоивших себе звание судей. Чацкий уверен: они — «знатные негодяи» с устаревшими взглядами.
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Пьеса затрагивает тему коррупции, которая актуальна и сегодня. Чацкий презирает общество, которое грабит свой же народ, пользуются различными родственными связями и готово пзаменить слуг на борзых псов. Фамусов в свою очередь олицетворяет консервативные устои того времени и желание сохранить их стабильность, которую ставит под угрозу главный герой. Фамусов видит в Чацком лишь опасность для своих интересов.
Обеды, ужины и танцы?
Фамусовское общество говорит о гостеприимстве московских домов, где постоянно устраиваются бесконечные приемы. Однако за этой «щедростью» скрывается социальная манипуляция: такие светские мероприятия были местом, где «зажимали рты», то есть подавляли все взгляды, неподходящие под нормы, а также формировали общественное мнение. Удобное мнение. В атмосфере торжеств легче управлять людьми, распространить полезные слухи и узнать много нужного.
Грибоедов мастерски показывает, что общество использует светскую жизнь как инструмент общественного контроля. «Зажимать рты» здесь означает не физическое воздействие, а более тонкое и незаметное подавление через общественное мнение, осуждение, насмешки и изоляцию тех, кто осмеливается думать или вести себя иначе. Именно это и происходит с Чацким, который, вернувшись в Москву, пытается говорить правду и пропагандировать новые идеи, но оказывается в тупике и в итоге объявляется сумасшедшим.
Скажи сурьезно:
Безумный! что он тут за чепуху молол!
Объявление Чацкого безумным — всего лишь щит хрупкой картины, трепетно собранной Фамусовским обществом. В финале Чацкий произносит свою последнюю реплику: «Не образумлюсь... виноват» — и покидает Москву. Он уезжает не побежденным, а разочарованным. Герой понимает, что бороться с этим обществом бесполезно: оно не готово меняться, не способно услышать правду. Его отъезд — это не бегство, а полное осознание человека, который не хочет притворяться и жить по чужим правилам.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Грибоедов не дает нам утешения, но оставляет надежду: Чацкий — явно не последний представитель своего поколения. Таких, как он, будет еще больше, и рано или поздно перемены вскоре настанут.
И именно поэтому «Горе от ума» остается актуальным и сегодня. Конфликт между поколениями, теми, кто хочет перемен, и теми, кто цепляется за старое, между искренностью и лицемерием, между личностью и толпой — будет всегда и везде. А великий вопрос Чацкого «А судьи кто?» по-прежнему живет в сердцах борцов за справедливость и заставляет задуматься: кто имеет право судить других? Неужели те, кто сами несправедливы?
Амина Абилжан