Ребятам, сдававшим ЕГЭ в 2014, пришлось действительно нелегко: из-за большого количества высокобалльников резко выросли проходные баллы в вузах, а вокруг самой процедуры сдачи и результатов развернулась серия скандалов. После всего этого Рособрнадзор вознамерился тщательно проверить выпускников российских школ, подозрительно хорошо сдавших экзамен. Под тщательную ревизию попали сами работы, а также были изучены записи с камер наблюдения, установленных в помещениях для тестирования. Работы с оценками в 100 баллов были перепроверены все, а выше 80 баллов — выборочно. Но и такие меры показались работникам Рособрнадзора недостаточными.
Новым словом в оценке эффективности единого экзамена стал анализ успеваемости первокурсников, которые поступили в ведущие университеты Москвы и Петербурга по результатам высоких баллов ЕГЭ-2014. Были исследованы итоги сессий порядка 8,5 тысяч студентов по самым разным направлениям подготовки: от прикладной математики и информатики до политологии и журналистики.
Мы решили поинтересоваться у высокобалльников прошлого года, как идут их дела в университетах, а еще – о первых сессиях и пользе ЕГЭ. Наши герои:
*Аня Сармина, МГУ (Московский государственный университет), журфак. Английский: 95 баллов, русский: 98.
*Дима Толмачев, МФТИ (Московский физико-технический институт), факультет общей и прикладной физики. Физика: 100 баллов
*Алена Чехомова, УрФУ (Уральский федеральный университет), таможенное дело . Обществознание: 100 баллов
*Рома Матюшенко, Санкт-Петербургский Горный Университет, химия: 100 баллов
*Аня Третьяк, МГУ, журфак. Английский: 98 баллов, русский: 96, литература: 96.
1. Как прошли две первых сессии? Сложно ли было?
Аня С.: Первые сессии прошли хорошо, обе сдала на отлично. Было сложновато, но реально
Дима: Нормально прошли, сдал обе на отлично. Но я попал в сильную группу, поэтому было сложновато держаться на уровне, но я справился.
Алена: Сессии прошли хорошо, были некоторые трудности, но обе сессии закрыты на хорошо и отлично.
Рома: Первая сессия с одной тройкой, две без троек. Сложно не было, иногда приходилось стараться.
Аня Т.: Одну сессию закрыла на отлично, вторую с двумя четверками (предметы были реально сложные).
2. Помогли ли на пером курсе знания, полученные в школе? Чувствуешь ли ты сейчас преимущество в учебе из-за того, что усиленно готовился к ЕГЭ?
Аня С.: Знания, полученные в школе, безусловно помогли. Преимущества из-за ЕГЭ я не чувствую, так как все к нему готовились по одному шаблону, соответственно, знания примерно одинаковы. А вот знания из школы в принципе, свой личный кругозор и запас, конечно, помогают вырваться вперед.
Дима: Не совсем знания, полученные в школе. Я много готовился к различным олимпиадам, вот это было довольно полезно. Но я думаю, что школьных знаний для сдачи ЕГЭ достаточно. По поводу подготовки – я усиленно к ЕГЭ не готовился, но в МФТИ ЕГЭ не является показателем успешности.
Алена: Мне знания, полученные как в школе, так и при подготовке к ЕГЭ, очень помогли в течение учебы.
Рома: В университете помогают знания, полученные в школе, но каких-то конкретных преимуществ именно от того, что готовился к ЕГЭ, не чувствую.
Аня Т.: Конкретных ситуаций, чтобы мне пригодились знания, полученные в школе, вспомнить не могу сейчас, но в любом случае это базовое образование, что бы я без него делала в универе? Преимуществ в учебе из-за подготовки к ЕГЭ особо не чувствую, разве что по русскому языку помогают все те правила, которые зубрили для ЕГЭ (возможно, подготовка еще пригодится в курсе литературы, когда начнем изучать литературу 19 и 20 веков, пока просто было мало произведений из кодификатора ЕГЭ).
3. По твоему опыту, нужно ли упорно учиться в школе в течение нескольких лет, чтобы сдать ЕГЭ на высокие баллы? Или подготовка может занять совсем немного времени?
Аня С.: Я усиленно готовилась последний год, может, два, и училась в школе на отлично. Всё-таки склоняюсь к тому, что качественно подготовиться за малое количество времени нереально, но баллы высокие получить можно, выехав на удаче.
Дима: Конечно нужно, главный вопрос в том, зачем. Если хочется в серьезный вуз – то необходимо готовиться, но лучше не к ЕГЭ, а к изучаемым дисциплинам. Если достаточно развиться в этих темах – то подготовка к ЕГЭ в течение 11 класса не потребует много сил и времени.
Алена: Насчет времени подготовки к экзаменам затрудняюсь ответить, наверное, у всех всё индивидуально, но я придерживаюсь мнения, что это дело не одного года, да даже не трех, база нужна всегда.
Рома: Да-а, готовиться нужно.
Аня Т.: Мне кажется, упорная учеба в течение всего периода обучения в школе делает подготовку к ЕГЭ проще, ты скорее освежаешь и углубляешь свои знания, да и чувствуешь себя увереннее. С другой стороны, при интенесивной подготовке и желании достичь результатов нормально подготовиться можно и за год, и даже за полгода по отдельным предметам (но тогда надо быть готовым сидеть за учебниками день и ночь).
4. Как считаешь, ЕГЭ это эффективный способ итоговой аттестации?
Аня С.: В какой-то степени, ЕГЭ действительно эффективен, однако сама убедилась в том, что иногда он не дает возможности продемонстрировать себя в лучшем свете.
Дима: Я не могу придумать другого способа, а для распределения по уровню развития в различных областях ЕГЭ вполне подходит. К тому же есть множество способов подстраховки, например, олимпиады.
Алена: Не считаю ЕГЭ совершенным и эффективным механизмом (нервы играют большую роль, варианты и тд.)
Рома: Не считаю ЕГЭ эффективным способом аттестации
Аня Т.: Да, мне кажется, что сейчас, когда учителя и ученики уже понимают, чего ждать от ЕГЭ, этот экзамен стал эффективным способом итоговой аттестации. Я думаю, что ЕГЭ вполне достаточно, чтобы проверить, как ученики усвоили школьную программу.