Как и в прошлом году, в 9.45 на специализированных федеральных порталах ЕГЭ, ФИПИ и сайте министерства образования появились темы сочинений. Всё, как и обещали. За 15 минут до начала итогового сочинения 660 тысяч школьников наконец-то узнали долгожданные темы. Для разных часовых поясов были сформированы разные комплекты тем, по пять штук в каждом. Выпускники выбрали по теме, прослушали инструктаж о правильном заполнении бланков и приступили к написанию работы.
И тут понеслась неразбериха. Так, в Пермском краю, высланные ещё в 9.30 темы для итоговых сочинений оказались недействительными. Правильные темы были размещены на портале ege.edu.ru в разделе «Темы сочинений» (вкладка Пермский край). По крайней мере, так говорят в пермском Министерстве образования. Пока учителя решали, какие темы давать ребятам, ничего не подозревающие выпускники усердно оформляли свои мысли в письменный вид.
Роман Сафиуллин, ученик 11 класса (г. Чайковский, Пермский край)
«Сначала нам дали темы, мы минут 20-30 писали, я уже вступление написал, аргументы придумал, потом входит завуч, и говорит, мол, Пермь не те темы выслали, и дала совершенно другие. Нам сказали, что в Москве заподозрили слив тем, и поэтому их поменяли. При этом, вообще никто ничего про это не знал, никто не видел в сети слитых тем, без понятия с чего они взяли это. Тяжеловато было перестроиться, так как я уже полностью был в другой теме, план написал, поэтому думаю, что хуже написал, чем мог бы. Тем, кто будет писать в феврале я бы посоветовал не волноваться и побольше читать, тогда все будет хорошо!».
Смена тем итогового сочинение коснулась не только Пермского края, под раздачу попала и Казань, но им повезло чуточку больше. По словам ученика местной школы Ильнара Гибадуллина, новые темы оказались легче, к тому же, по старым написать никто ничего не успел.
Ильнар Гибадуллин, ученик 11 класса (г. Казань)
«В течение минуты заменили темы сочинений. Зашла училка, говорит, другие темы пришли. Типа прислали новые. Оставила темы и ушла. Потом вернулась обратно через несколько минут. А зачем меняли темы, так никто и не понял, никакой речи о сливе в интернет не было».
Пострадали и школьники из Екатеринбурга. Так, в одной из школ города, ребятам не вернули минуты, потерянные во время смены тем, ссылаясь на то, что «5-10 минут ничего не решат». Хотя по правилам продолжительность проведения итогового сочинения, равна 3 часам 55 минутам. Причём в эти священные минуты не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж, заполнение регистрационных полей и прочее), что уж говорить о суматохе, которую вызвали новые темы.
Марина Маркова, ученица 11 класса (г. Екатеринбург)
«Перед тем, как войти в аудиторию, все ребята были очень взволнованы, и каждый читал свои какие-то заметки на бумажках. Когда на часах стало 9:55, нас начали запускать, проверяя паспорт и орфографические словари. Каждый сел на определённое место, получил бланки и пошла речь организатора на счёт правил проведения экзамена. После заполнения бланков организаторы озвучили и выдали нам темы, мы сразу же приступили к работе. Но не тут-то было... Прошло 5-10 минут, мы уже начали писать, как к нам врывается в кабинет завуч, говоря, что пришли новые темы. Новые темы были куда сложнее, поэтому мы расстроились. К тому же, смена темы повлияла на то, что вначале мы растерялись».
Но не со всеми екатеринбургскими школьниками так жестоко обошлись. В классе Дианы Машьяновой, где ребята успели заполнить бланки и приступить к написанию творческой работы потерянные 25 минут вернули.
Машьянова Диана, ученица 11 класса (г. Екатеринбург)
«Ребята в шоке естественно, многие уже успели написать вступление. Я не начала еще писать само сочинение. Сидела, набрасывала, где какие могу аргументы привести. Организаторы изменили время начала работы в связи с изменением тем, соответственно и время написания продлили. Завуч сказала, что кто-то слил темы в интернет. И изменили темы всей России, которая не писала еще. На самом деле только хуже сделали. Некоторые растерялись, настроились то на первые темы писать, а тут такое… Но всё равно, почти все сошлись на мнении о том, что вторые темы не сложнее первых были. Мы ожидали более сложных тем, т.к. готовились на более серьезных темах, поэтому все написали неплохо. Потом после сочинения вышла, не нашла в интернете новостей о вбросе тем в сеть».
В школе Краснотурьинска о том, что выпускники пишут не те темы, спохватились через 40 минут. Об ошибке ребятам сообщил директор. Ждать новых тем пришлось ещё 5 минут.
Молостов Виктор, ученик 11 класса (г. Краснотурьинск, Свердловская область)
«О соблюдении правил проведения (после замены и во время ожидания) и других аспектах лучше не вспоминать. Лично для меня изначальные темы были удобнее тех, которые раздали потом. Могу вспомнить только ту, по которой писал – «Как на судьбу влияет история народа?». Смена тем сбила абсолютно всех. Одна девочка даже заплакала. Набросок сочинения уже близился к концу. Нам оставалось немного дописать и проработать написанное, как кто-то сказал «Уже и писать ничего не хочется», все поддержали данное высказывание».
Дабы понять всю глубину глубин, прочтите пост, человек от души и по-честному расписал впечатления об организации итогового сочинения:
«Приходишь на экзамен, чтобы доказать свои знания, чтобы написать гребаное сочинение. Остается 10 минут до начала экзамена, тебя загоняют в класс, забирают телефон (на экзамене ведь нельзя) с помощью которого ты только что смотрел темы для сочинений на официальном сайте. Сидишь, тебе раздают кучу макулатуры, все заполняешь. Потом тебе дают список с темами сочинений. Ни одна не совпадает с официальной информацией из интернета. Ты сообщаешь это наблюдающим, но им насрать. Ну ладно, по этим темам так по этим. Вот ты уже пишешь вступление, тезис, доказательства, и внезапно врывается директор в класс со словами «Это не те темы, мы не знаем, почему так!». Тебе раздают новый список тем. Ты со слезами на глазах прощаешься со старым сочинением и начинаешь новое. Потом врывается твой классный руководитель и с криками «Я за справедливость! Это нечестно!» начинает сеять хаос и суматоху в классе. Любезно отказываешься от ее помощи, стараешься писать дальше. Но она со своими высказываниями на весь класс просто утомила* тебя до смерти, сбивая после каждого слова. Ты в отчаянии рисуешь «щедрую душу России» на черновике. Наконец-то она ушла*, продолжаем писать. Дописываешь, уже уставший, голодный (раз экзамен идет 3 часа 55 минут, значит и кормить нас блин* не надо, а то, что по их неказистой* ошибке ты написал два отличных* сочинения, чтобы доказать, что у тебя есть мозги, и то, что ты сидел на 40 минут дольше, им неважно*). Сдаешь сочинение. Училка проверяет бланки, все ли правильно, но увидев рисунок с «щедрой душой России» покосилась взглядом. И чо?»
*Здесь была нецензурная лексика, но мы её перевели (:
Нашумевшие вбросы тем, никто из школьников, с которыми нам удалось пообщаться, не видел. Зато при поиске героев для материала, нашей редакции повезло сделать скрин заявления некоего «успешного бизнесмена» Олега Таразова, которое буквально через пару секунд чудесным образом исчезло.
«Ребята, еще раз повторяю темы были заменены , я выкладывал официальные темы, они по интернету быстро разошлись , произошла замена! Мы стараемся помогать вам пишем сочинение, за сегодня я написал 23 человекам бесплатно сочинения , если бы вас обманывал я , давно бы были в ЧС и не какой помощи вам не делал..... Еще целый год впереди, я каждую работу выкладываю для вас решаю, а вы сами слили на просторы интернета темы, а щас ревёте!» (пунктуация, орфография и прочие прелести автора сохранены).
С Олегом (хотя навряд ли его так зовут на самом деле) удалось списаться. Парень оказался немногословным и местами безграмотным, но завсегда готовым помочь ленивым выпускникам в написании сочинений. Сотен за пять. Откуда ему удалось раздобыть темы сегодняшних сочинений, которые в итоге заменили, Олег так и не сознался. Лишь обмолвился, что «доступ есть к закрытой информации» и поспешил закончить нашу славную беседу, заявив, что мне «ни к чему это знать!».