Середина недели. 10 класс. Физика. Скрип ручек, шелест бумаги. Рутинная перекличка. "Курносова" - "Я" - "Лошадкин" - "Здесь" - "Музуров" - "Я" - "Два." - "За что?" - "За... работу на уроке".
Гриша - среднестатистический десятиклассник. Учится по гуманитарному профилю, о чём на каждом уроке физики непременно спешит напомнить преподавателю, которая, ясное дело, подобных выражений не переваривает. Отвращение к точным наукам у Гриши настолько велико,что он не делает домашнее задание, забывает тетрадь, списывает проверочные работы с соседки, причём неправильно, отвлекается во время занятия, а учебник не берет из принципа.Учительница тоже не из простых, плохое оценки ставит смело. А когда Гриша приходит исправлять, недели через три, "валит" его на вещах, не имеющих отношение к теме. Однажды во время переписывания ему захотелось выйти, немного прогуляться по школе. С терпением Гриша незнаком, поэтому, оценив ситуацию и решив, что преподаватель слишком занята другим учеником, вышел из кабинета без всяких угрызений совести. По возвращению его ждал неприятный сюрприз — очередная двойка, но не за работу, а за то, что не спросил позволения отлучится. Разумеется, Григорий разозлился и выдал тираду в духе "проще надо быть", добавив в конце, что можно и на "ты" перейти, так проще. Учительница, поразившись такой наглости, едко объяснила, что к ученикам принято обращаться на "вы", и нарушать этой традиции она не собирается. День закончился со счётом 0:1 не в пользу нашего героя.
Бывали такие случаи, что исправлять оценку или сдавать работу позже запрещалось, даже если Гриша отсутствовал на уроке не по собственной воле. "Если вчера вас в школе не было, а сегодня вы стоите передо мной, ваша причина не уважительная." - пожимает плечами учительница, не смотря на ученика. Тот, сжав кулаки, пытается доказать свою правоту, но безуспешно - в школьном царстве господствуют те, кто делятся информацией, а не те, кто её получают. Школьные конфликты - не редкость. Учителя слишком любят свои предметы, чтобы признавать их второстепенность, а ученики слишком ленивы, чтобы успевать думать обо всех заданиях. Опыт подсказывает, что бывают следующие концовки: что же ждёт Григория?
Отвечает Эллина, которая вспоминает свою учительницу по математике даже спустя несколько лет. "Из-за неё у меня до сих пор проблемы с геометрией, потому что седьмой класс, когда она вела у нас, пролетел мимо. Меня поднимали на каждом уроке, называли глупой, сулили пропащее будущее, несмотря на то, что я была единственной отличницей в классе, симпатичная, общительная. На уроках много не разговаривала, а если и случалось, то когда спрашивали - мгновенно отвечала. Так что когда я перешла в другую школу по её милости, она вздохнула с облегчением."
Настя хоть и недовольна своей учительницей по географии, однако школу менять не намерена. Даже наоборот, принимает меры. "Она пришла, когда я была в восьмом классе. На одном из первых уроков она устроила обычный блиц-опрос, спросила меня. Я готова была, уверена, ответила - все верно. А вот на второй вопрос ответить не смогла, и за урок получила двойку, которую исправила сразу после уроков - на четыре. Спустя некоторое время ситуация повторилась, причём я была не единственной её жертвой. Чем больше ты боишься, тем жёстче она с тобой обходится. Иногда я даже не знала, за что стоит оценка в журнале. Пошли к классной руководительнице просить о помощи, но после разговора с учительницей географии она больше к ней не подходит чтобы решить уже наши проблемы с оценками"
В отличие от Эллины, Алена ушла из школы не по своей воле. "Разногласия с учительницей по физике у меня начались сразу. Я была гуманитарием, точные науки никогда мне давались. Но ей было всё равно и требования ко мне предъявлялись почти такие же, как к тем ученикам, у которых физика шла лучше. В итоге я почти всегда получала двойки, оставалась после уроков или наоборот приезжала до занятий, даже нанимала репетитора, но все без толку. Возможно, стоило закрыть глаза и поставить тройку за старания, но преподаватель принципиально не шел на встречу, несмотря даже на то, что физика не нужна была мне ни для экзаменов, ни для будущей профессии. На итоговой контрольной работе я плакала, не в силах решить достаточное количество заданий. Учитель демонстративно не обращал внимания. Вместо работы я написала на листе прощание со школой и вышла из класса. Через неделю меня попросили забрать документы из школы. Все технические предметы шли плохо, но конфликт с учительницей физики стал последней каплей."
Ещё один вариант перемирия - для того, чтобы преподаватель поменял своё отношение к ученику, тот берётся за голову, работает на уроках, в общем, делает все, как положено. Однако мотивацией для такого кардинального переворота приоритетов, как правило, становится искреннее желание детей исправлять оценки и не быть глупым, а не давление со стороны учителя. Так случилось и с Даней: когда он поступил в медицинский класс, то поначалу забил на учёбу крепкий болт. Но осознав, что он учиться чуть ли не хуже всех, а для поступления надо работать, мальчик собрался и начал усердно трудиться как над оценками, так и над знаниями в целом.
Каждый выходит из конфликтов так, как выбирает сам: с печальным лицом и поражением или с победным флагом в руках. А что Гриша? Гриша по-прежнему плюет в потолок, делает домашнее задание, но (какая жалость!) оставляет листок дома, ни в коем случае не болтает на уроках, а внимательно слушает и все записывает. Учительница смотрит сквозь пальцы, но иногда срывается, и это "иногда" происходит все чаще.