Утомленное солнце и не думало прощаться
Перейти мост, взглянуть налево: играет стилизованная средневековая музыка в исполнении группы «Требушет», пройти немного вперед вдоль берега – и глаза разбегутся. Настоящая ярмарка шатрами заполонила «предматериковую» часть Петропавловской крепости. Славянские обереги, амулеты, руны, казачьи клинки, акульи клыки, уникальные драгоценности из камня, деревянные гребни для барышень в букете с Иван-чаем, самодельные арбалеты, луки, железные шлемы. Все так и манит, захватывает тебя и переносит куда-то далеко, настолько, что трудно поверить. Можно и Робином Гудом побыть, а можно и летописцем, выводя каллиграфическим почерком крупные строки на свитке.
Вокруг: воссозданная картина быта обычного человека, живущего в 15 веке. Вальяжно разгуливают лошади, за ними поспевают ослы. Паяцы о чем-то спорят, подкалывая друг друга, а великаны на ходулях корчат лица, прекрасные дамы благородно сидят в теньке и ждут начало рыцарского турнира. Им сегодня предстоит выбрать трех лучших в одиночном бою.
Пришедшие на фестиваль стоят уже в пять, шесть рядов по периметру бранного поля. Пушечный гром около полудни дает старт торжественному открытию турнира. Неторопливо, вглядываясь в застывшие фигуры жителей 15 века, странник на лошади, вспоминая, с мягкой улыбкой рассказывает историю.
Блеск железа
Грациозные лошади, гарцуя, демонстрируют своих седоков с вымышленными именами – участников конных дисциплин. Прищуриваются и бьют копытом землю. Иные даже встают на дыбы, показывая собственную мощь. Играть мускулами способны не только рыцари, но и боевые бравые кони. А как иначе? Ведь на них так же устремлен взор прекрасной дамы.
Клятва произнесена. Ограждения на ристалище расставлены. От конных упражнений (удары по подвешенному мешку, разрезание мечом кочана капусты и даже яблока, поддевание на ходу колец и поднятия с земли платка) участники турнира переходят к настоящей битве: конному джостингу. Задача: попасть на скаку копьем в корпус, плечо, шлем, щит соперника, кирасу (защитное снаряжение, прикрывающее торс участника) или плечо до локтя. На поле разворачиваются совсем не постановочные представления. Жесткий спорт, не терпящий трусов и зевак. Упустишь момент – тебя вышибут из седла.
Навстречу друг другу разогнанные помощниками двое месиров стараются прицелиться и с максимальной силой и точностью ударить противника, находящегося за деревянной оградой. На них надеты глухие шлемы, и они почти ничего не слышат. Сигналы о готовности подают оруженосцы, мечущиеся по ристалищу с копьями в руках. Замешка может стоить нескольких потерянных очков из-за пропуска поединка. Кони весят примерно 500 килограмм, а всадник в латах – 120-150. Представьте, с какой амплитудой наносят удар участники турнира. Трубачи знаменуют начало каждого столкновения. За поединком зорко следят двое главных маршалов. У каждого – железный жезл в руках, выносящий окончательное решение по распределению очков.
Забрало застегнуто, лошади готовы, оруженосцы отодвинули свои табуретки, стоя на которых они помогают рыцарю одевать обмундирование и подают копье, заводящие задают курс: летят не только щепки от обломленных копий, но даже падают деревянные сооружения, отделяющие скакунов. Сильнейшие воины бесстрашно направляют друг на друга цветные деревянные копья со стальными трилепестковыми наконечниками.
Помимо сэров и месиров на длинногривых мощных конях, есть еще два участника турнира – любимцы публики сэр Сопливый и сэр Пугливый на маленьких осликах. Они так же жаждут сразиться игрушечными мечами за кубок и сердце прекрасной дамы, правда, уже не так успешно.
Вызывает аплодисменты гостей один из участников турнира, демонстрирующий реверс, задний ход коня. Главный маршал одобрительно кивает: приятно наблюдать такую выучку. Не все умеют на машине парковаться задним ходом, а тут на лошади. «Переводка назад», – шутливо подмечает ведущий.
Рыцари, похлопывая друг друга по плечу, некоторых поздравляют с почином и невольно извиняются за столь сильный удар в шлем или плечо.
Не грози соседнему двору
Битва дворов оказывается действительно ярким динамичным и захватывающим элементом фестиваля. Шесть команд, состоящие из представителей разных клубов, надевают латы, сжимают зубы и вместе с ними оружие в руках и выходят стена на стену (по десять человек с каждой из сторон).
В таком бою все средства хороши. Главное: заставь противника коснуться земли тремя конечностями, и дело в шляпе, а точнее, в железном шлеме. Словно викинги, они обрушиваются друг на друга, колотя беспрерывно по всему, до чего может достать оружие. Волонтеры едва удерживают дощатые заграждения с внешней стороны. Как хоккеисты, многие пешие рыцари пытаются придавить к «борту» соперника и опрокинуть его. Пару раз это им не просто удавается, но и с некоторым размахом: представителя другого двора просто выкидывают с ристалища. Прекрасные дамы тревожно пересматриваются, другие рыцари пристально наблюдают за (возможно) будущими соперниками, которые намного опаснее ветряных мельниц.
Все удары наносятся с реальной силой и рассчитаны на то, чтобы сбить человека с ног. В полуфинал проходят четыре команды, доказавшие свое право на борьбу: «Люцерн и Компания» выходят сражаться с «Берном» за третье место, «ПЛК Москва» готовят оружие против «Старых друзей», чтобы вырвать вместе с кирасой победу (если это потребуется).
В ходе боев, длящихся в среднем около 2-3 минут, «Люцерн и Компания» отвоевывает третье почетное место, а команда «старые друзья» отказываются от поединка в пользу «Берна».
На красную дорожку выходят Иван Степанов (СПб), Михаил Маргулев (Израиль) и Иван Вареников (СПб) – победители в единичных профессиональных боях по мнения прекрасных дам. Служители поля забрасывают их лепестками роз, они почтительно кланяются, получают памятные амулеты, венки из белых цветов и подарки. Так же награждают призеров и победителей соревнования «Битва дворов».
«Иногда на считанные мгновения стоит вернуть эту красивую историю. И тогда у нас получится услышать вместе с вами нежные пения милых дам, топот копыт крестоносцев и воочию оживить ту далекую картинку, будто чужой и забытый другой мир, грозное средневековье, обладающее своей романтикой и очарованием. Своими руками прикоснуться к ней», – все тот же странник, размеренно покачиваясь, уезжает верхом с ристалища.