Полина Устинова, студентка Высшей школы медиа в Штутгарте
Для приготовления медиазвёзд по европейскому рецепту необходимо: четыре стены из голого бетона, практикующие специалисты, опытные студенты и, конечно, дисциплины: экономика, программирование, основы технологии, электронная коммерция и облачные хранилища по выбору. Как болонская система готовит специалистов медиа — узнали на собственном опыте.
В консервативном Петербурге перечень медиаспециальностей в бакалавриате чаще всего ограничивается журналистикой или рекламой и связями с общественностью. Когда я была первокурсницей тогда еще Университета Кино и Телевидения, все знакомые выпускники по моему направлению «менеджмент» радовались месту продавца-консультанта. Единицы работали в своих собственных продюсерских проектах, могли полгода искать авторов, и еще год спонсоров. Тогда гугл на запрос «медиаобразовании в России» посоветовал мне заглянуть в Мюнхен или Милан. А тут ещё у родителей появилась возможность оплатить моё обучение за границей. Так я очутилась в Штутгарте.
Востребованы?
Мой университет — Высшая школа медиа, готовит бакалавров и магистров по 16 специальностям, от печатников до экономистов-информатиков. Журналистики как отдельного направления нет, она сжимается до курса контент-менеджмента и права. Почему? В Германии 600 направлений по обучению в сфере медиа и только 48 из них (по данным studieren-studium.com) — журналистика. Примерно такое же соотношение на медиарынке. Механизм спроса и предложения отлажен в Болонской системе образования. Медиаспециалисты входят в десятку самых востребованных профессий в Германии. И в Голландии, и в США, и в Малазии, но не в России. Что делать таким как я, кто хочет со своим дипломом быть нужным своему отечеству? Попробуем разобраться.
Моя программа обучения называется онлайн медиа менеджмент. Она стоит на трёх китах: навыки (они же Skills), работа в группе и ведение проектов. А три главных кейса — медиасистемы, экономика и технология. Мы учимся 4-5 дней в неделю, работаем в основном в группах. В этом семестре нашим проектом было создание и внедрение нового технического изобретения. По сути, мы играли в стартап, вели себя как настоящие взрослые сотрудники. Говорят привыкать: если ты работаешь в медиа — ты работаешь в команде.
Студенты, кейсы и «преподы»
Моя группа — 25 человек, из которых только пятеро в университете впервые. Остальные меняли свою специальность после обучения, или заканчивали колледжи и работали, а потом пришли за «вышкой». Поначалу казалось немного странным, что среднй возраст немецкого первокурсника 22 года, но потом я поняла — мои однокурсники по-другому, более основательно выбирают место в жизни, не стремятся идти по маршруту «школа-университет-работа».
Следующим wow стали для меня «преподы». С нами работают настоящие практики, которые частично заняты в крупных фирмах, или руководят собственным бизнесом. Эти люди знают индустрию медиа изнутри и участвуют в её создании. Выпускники высшей школы медиа заканчивают образование с двумя-тремя серьёзными проектами за спиной, например, уже готовым и продающимся приложением для мобильных операционных систем или созданным Интернет-магазином. С дипломом в руках, молодые специалисты уверены в завтрашнем дне: во всём мире медиарынки набирают обороты и ждут квалифицированных специалистов.
О медиасмыслах
Но кто же такие эти медиа? Если коротко — коммуникативные средства. Передача данных любого характера — штука сложная и зависит от таких факторов как: источник, время, событие, канал, место сбора, место хранения и способ обработки. Издание электронной книги, онлайн банкинг и даже ивентменеджмент — всё гордо обзывается медиа. И всему этому необходимы квалифицированные работники. В Германии считается, что в крупной (более 30 человек) фирме уже необходим отдел по работе с медиа.
Европейский медиарынок, развёрнутый на 180 градусов, в первую очередь касается работы с данными. Что на нём ценится? Вот пример: маркетинговый отдел компании Амазон в далёких двухтысячных собирал информацию о покупке шоколадного печения со страницы интернет-магазина. Сотрудники пытались установить связь между рекламой и скачущим количеством продаж. Никакой логики не нашли, пока кто-то за обедом не заметил у сотрудницы из отдела разработок те самые печения. Женщина объяснила, что позавчера была дождливая погода и они с мужем, чтобы не выходить на улицу, заказали эти печенья к какао. Проверили метеосводки последнего года — оказалось, что именно погода и есть тот самый фактор, который постоянно влиял на продажи. А дальше, с подачи медиааналитиков, появились службы по наблюдению за покупательским поведением онлайн-клиентов.
Рынок медиапрофессий по направлениям это: Медиаэкономика (Онлайн Маркетолог, Проектный Маркетолог), Медиаменеджмент (Редактор Интернет-Порталов, Бизнес Девелопер), Медиатехника (Программист-Разработчик, Видеооператор, Звукорежиссёр), Медиаинформатика (ИТ-Инженер, Технический директор, Разработчик приложений) и Медиадизайн (Арт-Директор, Дизайнер).
Сферы деятельности российских медиахолдингов (например, ВГТРК, Газпром Медиа) уже, скажем, Уолт Дисней Компани или Сони Групп, вкладывающих деньги даже в финансовое страхование. Разное понимание, подход, и результаты, и потому в последние годы, несмотря на переполненность рынка труда, спрос на работников медиаиндустрии в Германии превалирует над предложением.
Уверен, что на журфак?
Удивляет буквальное понимание слова «медиа», которое сидит в головах составителей программ подготовки, а значит и абитуриентов. Для них сфера медиа — это прежде всего кино и журналистика, что лишь вершина айсберга. На практике в России востребовано всемирное понимание медиа: посмотрите, сколько проводится медиафорумов, как охотно все посещают разные мастер-классы, потому что такого в ВУЗах не расскажут, вы что! какой там практический опыт...
Это не хула на наше образование — это вызов. Медиарынок в России не пустое место, его развитие должно волновать не только бизнесменов и акционеров медиахолдингов, но и всю систему образования, включая нас: студентов и абитуриентов. А когда мы плывём по течению и поступаем в любой ВУЗ на любую специальность, то и специалисты получаются из нас — любые.
Я не знаю, мой дорогой читатель, школьник ты или студент, но будь у тебя возможность работать тем, кем хочешь, кем бы ты тогда хотел стать? Не казаться или считаться по диплому, а именно стать? И что ты сделал для этого?