Первую газету для детей и подростков в СССР «Ленинские искры» взахлёб читали наши мамы и бабушки, а ни одна школа тогда не обходилась без собственных стенгазет. Так почему же спустя больше 90 лет детская журналистика всё ещё востребована? Рассказывает Елена Богданова, ведущий специалист отдела образования Петроградского района Петербурга.
– Что с точки зрения учителя даёт школьная газета?
– Во-первых, это весело. Газета работает на интересы подростков: они что-то сделали вместе, и получился, как сейчас говорят, продукт. И не в подъезде сидят, а делом занимаются. Во-вторых, каждый что-то умеет, кроме домашних заданий, и хочет это показать. К примеру, я умею классно рисовать рожицы, буду рисовать их в стенгазете. Все радуются, а я успешен и востребован как лучший художник. Здесь создаётся необходимая любому человеку ситуация успеха, и она отлична от того, что происходит за школьной партой. Ребёнок должен чувствовать себя нужным, это вопрос самооценки, самореализации. Если мне 13 или 15 лет, откуда я знаю, что я в жизни умею? Мне нужно попробовать. К тому же, тематические стенгазеты выполняют информационную функцию. Я сама как предметник этим пользовалась: мои восьмые классы делали газеты про витамины и здоровый образ жизни. Каждая группа собиралась вечером, читала материал, смотрела, как его можно использовать, компоновала. Получалось некое информационное поле, в котором они существовали и делились информацией.
– Печатные – в половине, потому что это банально дорого, но в той или иной форме – сообщества «Вконтакте» или интернет-издания, есть практически везде. К примеру, в 80-й школе, 82-м лицее и 70-й гимназии постоянно работают несколько групп, 75-я и 77-я школы тоже хорошо представлены в интернете. Сегодня по закону во всех школах должны быть официальные сайты, они есть, там постоянно появляются новости. Но они достаточно официальны, а для детей надо нечто более демократичное, ведь сайты для детей по-другому оформлены, с другим языком, темами, и потому часто используются. В целом обновлять сайт для большинства педагогов тяжело, а вот социальные сети – там всё проще и быстрее: написал новость и за две минуты разместил. Удобно использовать, да и знания информационных технологий нужны минимальные.
Но есть и другие интересные форматы, например, альманахи. К 70-летию Победы во многих школах ребята писали сочинения о прабабушках и прадедушках и замечательно писали. Это прекрасная возможность, как мне сказала одна мудрая директор, достучаться до каждой семьи, потому что у каждого есть своя история и свои герои, и если родители о них мало знают, то они должны это где-то и передать детям. И школы писали такие истории, а потом целые книжки, и старались, чтобы экземпляр получил каждый ребёнок. Тут, правда, есть ограничения — если тираж будет большой, значит, нужны немалые средства, но находили же.
– Как дорого школе сегодня обходится газета? И вообще какие ещё условия нужны для жизни детского издания?
– Для печатного – нужны существенные материальные вложения. По ценам двухлетней давности средний издательский центр для цветной газеты стоил около полумиллиона рублей. На обычном принтере много не напечатаешь, да и он быстро выйдет из строя, ведь не рассчитан на большие объёмы. Но главное условие даже не в этом. Газета – это, в первую очередь, усилия педагога. Нужен человек, который знает, как делать газету, а у него должны быть внутренние силы, резервы и время – это уникальные вещи. Вот вам роль личности в конкретной истории.
– Для них в большинстве случаев это общественная нагрузка и чаще всего нагрузка заместителя директора по воспитательной работе. Конечно, есть директора, которые находят возможность поощрить педагога премиями или как-то иначе, но это редкость. Главное, повторяю, сам педагог, если есть потребность, желание и знание, тогда он это делает и не за премию. Вот я, к примеру, учитель биологии не умею. Поэтому у меня в школе газета появилась, только тогда когда рядом оказались заинтересованные люди и дети, которых вдруг увлекла программа для вёрстки. А потом они окончили школу, и надо было искать других. Это ещё одна проблема школьных изданий – каждое первое сентября приходится начинать заново.
– Что больше всего мешает?
– Главная сложность – то, что в последнее время из-за обилия бумаг, всякой отчётности, мы проводим слишком много формальных мероприятий. Если всё делать, как просят нас из разных инстанций, то можно, в общем-то, детей уже не учить – времени не хватит – и это очень тревожно. Мы теряем ребят, перестали с ними разговаривать, на них времени не остаётся. А нужен наоборот, постоянный диалог. Нет диалога – нет контакта, нет доверия. Ведь мы часто их даже не спрашиваем, а навязываем мероприятия. А с подростками нужно говорить, рассуждать – только тогда, наверно, что-то изменится.
– Наверное, и для диалога, и для сочинений, и для изданий важно выбирать темы, которые интересны детям, а не взрослым, только тогда они будут в этом разговоре искренне участвовать. Ну, к примеру, болезненная для всех тема – выбор будущей профессии, «Кем я буду дальше?» Сегодня проблема заключается в том, что выпускники иногда поступают туда, где им хватает баллов. Или туда, куда сказали родители, а ведь у ребёнка могут быть активны совершенно другие зоны головного мозга. К примеру, «правополушарный» человек с творческим мышлением идёт работать бухгалтером «как мама», он не сможет усидеть на месте восемь часов – это нужно понимать. Ректоры многих вузов часто указывают – абитуриенты (студенты) не умеют выбирать. Ребята пришли в вуз, потому что рядом с домом. Но скоро выясняется, что это не их призвание и к четвёртому-пятому курсу они перестают учиться или просто ходят «за компанию». У них нет мотивации, нет результата, они начали с неудачи. Это плохое начало.
– «Пять углов» опросили более двух тысяч старшеклассников и выпускников – как помогла им школьная профориентация. Ответ – практически никак… Ребёнок не знает, на что способен.
– Сейчас в Министерстве образования обратили внимание на эту тему. А мы пока, понимая эту проблему, пробуем сами. Для всех восьмых классов в этом году, например, проведём тесты по профориентации, организуем встречи с представителями нескольких ведущих вузов города. Но это – отдельные мероприятия, а нужна система, причём охватывающая и младшие классы.
– Пусть темы определяют сами ребята. То, что их волнует, они знают прекрасно. А вот затеять откровенный разговор о важном – наша задача. Тогда появится и интерес, и новые авторы, и новые издания.
Беседовала Полина Огородникова