Задача современных профессиональных тестов — показать школьнику вектор развития, а не продиктовать, какую профессию из узкого списка ему нужно выбрать. Рынок труда сейчас очень мобилен, новые профессии появляются каждый год, а уже существующие модифицируются, появляются новые требования. С этой точки зрения, чрезвычайно популярный в России тест Климова (когда определяется тип «человек-человек», «человек-техника» и т.д.), хоть и создавался полвека назад, но до сих пор может использоваться как базовый. Однако во многих случаях его недостаточно — ведь помимо интересов, склонности к той или иной профессиональной сфере важно иметь представление о своих личностных особенностях, уровне интеллекта, которые могут противоречить увлечениям.
В интернете полно самых разных тестов, но самодиагностики недостаточно — каким бы продвинутым не был человек, без психологического образования он не сможет безошибочно интерпретировать результаты. Оптимальный вариант — проконсультироваться со специалистом. Хороший профконсультант никогда не станет давать «рецепт», ориентировать только на одну профессию.
В РГПУ имени Герцена мы уже десять лет используем методику профтестирования, разработанную в МГУ под руководством профессора Шмелева. Её результат: уникальный профиль, отражающий психологические показатели, позволяющие понять свои преимущества, сильные стороны, и стороны, нуждающиеся в развитии. А ещё 20 профессий, рекомендуемых исходя из интересов, структуры интеллекта, личностных особенностей. Помимо собственно тестов в методику входит консультация совместно с родителями, которая зачастую может сильно повлиять на окончательный выбор, ведь может оказаться так, что склонность к той или иной профессии есть, а необходимых навыков или знаний нет. Профконсультант помогает найти компромисс между желаниями школьника, семейной традицией и представлениями родителей об оптимальной карьере.
В идеале такое тестирование стоит проходить не один раз на излёте школы, а хотя бы три — в 7, 9 и 11 классах. И результаты будут точнее, и будет время на приведение в соответствие желаний и способностей. Например, кто-то очень хочет изучать иностранные языки, филологию. Но с одним и тем же дипломом, можно работать техническим или синхронным переводчиком, водить группы как экскурсовод, заниматься наукой, администрировать образовательные центры. Как выбрать? Смотреть на характер, личностные особенности.
Тест — еще не панацея. Чем помогает психологическая консультация при выборе профессии?
Можно ли при помощи всего одного теста понять свои преимущества и сильные стороны, и как не ошибиться с выбором будущей профессии? Рассказывает Светлана Неговская,руководитель университетской службы психолого-педагогического сопровождения студентов РГПУ им. А.И. Герцена.
27.01.2016 |
Катерина Абрамова
1172
Пройдите опрос
Новые материалы
Читайте также
Привязка статьи к блоку
ID статьи:
Самое читаемое
за неделю
за месяц
за все время