Мы знаем, что делать, но боимся: услышат ли нас? В ТАССе
обсудили перспективы Российского движения школьников. Что ждёт существующие
детские общественные организации, пригодится ли опыт Петербурга создателям РДШ,
и главное – а нужно ли это самим подросткам? Главные тезисы участников
обсуждения.
Сергей Грачев, главный редактор журнала старшеклассников «Пять Углов»:
Два года назад в нашем журнале выступили одиннадцатиклассницы. Вернётся ли страна-пионерия – вот вопрос, который они задали в самом конце своего обозрения. Когда Указ только вышел, мы не обсуждали его сразу, его затмили другие события. В прошедшие четыре месяца «Пять Углов» провёл один из регулярных опросов, где высказались более полутора тысяч ребят. И больше половины из них считают, что перспективы движения неясные, и массовым оно не станет. Сегодня, на мой взгляд, самое время выработать тот подход, те идеи, которые будут заложены в Движение, чтобы оно ожило. Ребята говорят о том, какие нужны условия для этого, и сегодняшнее собрание – это сбор мнений специалистов, экспертов, чтобы понять общую концепцию и уже имеющийся опыт.
Андрей Борщевский, заместитель председателя Комитета по образованию:
Петербург занимает лидирующие позиции с точки зрения создания детских общественных объединений, и Комитет по образованию уже взаимодействует с Федеральным агентством по делам молодежи, мы знаем о том, что готовится Устав организации, прорабатываются механизмы взаимодействия. Мы готовы принимать участие в составе рабочих групп на стадиях обсуждениях и реализации. Сегодня в Петербурге создано более 1300 детских общественных объединений, которые функционируют в каждом районе города, и по своим направлениям подразделяются в том числе и на патриотические – их 37%. Главное в них, я подчеркну, принцип добровольности. Большинство из всех организаций, и экологические, и творческие, и волонтёрские,и патриотические, уже готовы входить в структуру Российского движения школьников. Наша система идет в ногу со временем, Петербург один из немногих сумел сохранить положительнй опыт и в прошлом году был представлен в Управлении делами президента как один из трёх знающих, по каким направлениям нужно работать в воспитании молодёжи. Имея такой фундамент, я уверен, что мы сможем делать всё хорошо и качественно.
Валентин Семёнов, профессор социологии:
Сообщество детей, как зеркало, повторяет то, что происходит во взрослм обществе. А здесь сейчас происходит поляризация. Люди, часто неосознанно, разделяются по ценностным ориентирам, и с одной стороны, многообразие это хорошо. С другой – все группы разобщены, и мощная организация вроде Движения должна существовать, чтобы объединять большинство. За последние годы «Пять Углов» провело массу социологических исследований, и примерный портрет современной молодежи у нас уже есть. Оптимизма он не внушает –слишком большая группа подростков высказались четко: они абсолютно не считают себя патриотами, они критиканы, и их можно понять. 31 декабря был подписан Указ о стратегии национальной безопасности, и там целый раздел впервые посвящен нашим ценностям. Одна из них – преимущество духовного над материальным, что в эпоху, когда мы старательно строили общество потребления, вообще сложно представить. Там же коллективизм, патриотизм – друзья моя, войдите в интернет, там же всё наоборот! Раньше Комитет по молодежной политике держал руку на пульсе, проводил исследования молодёжи Петербурга – от демографии до духовных ценностей. Сейчас этого нет. Нам нужна мощная организация, но у неё обязательно должна быть идеология – без царя в голове никто не может жить хорошо, особенно в кризис.
Людмила Нагавкина, доцент кафедры психологии и педагогики СПбГУКИ:
В первую очередь, необходимо встать на сторону подростка. Зачем ему эту надо? В 70-е годы актуальной задачей ребят были общественная значимость себя, но проблемы в личных отношениях часто мешали нормально жить. В 2009 наше исследование показало – ребята говорят о житейских проблемах, но главное для них – как достучаться до взрослых? Они хотят действовать, но их не пускают, общественная активность не находила применение. И сейчас ситуация сохраняется: мало призывает город к серьезным делам.
Перед нами стоит несколько вопросов: какие права будут у тех, кто уже работает с детскими общественными организациями? Второе: в закон об образовании нет понятия школьников, кто будет входить в Движение в таком случае? И что должно быть в итоге – движение или организация? Ребята говорят: мы хотим двигаться, мы живые, как ртуть, не надо загонять нас в членство. Наконец, важная проблема – утверждение, что Движение должно быть вне идеологической основы. Но разве мы можем жить без идей? «Наши» рассыпались, потому что это была не общая идея, а общий крик. Что нужно от государства? Только поддержка. Тогда будем жить и работать.
Вера Петрова, председатель координационного совета Регионального общественного движения «Союз юных петербуржцев»:
Многие жители города знают и участвовали в создании Союза юных петербуржцев. Два принципа, которые легли в его модель – партнёрство и деятельность. Дети решали, какая будет организация, какие проекты они будут реализовывать, инициативы. И ничто не привлёчет детей, если им не будет интересно, поэтому тут важен деятельностный подход.
Важный аспект – подготовка руководителей. У детских организаций есть специфика, рядом и чуть впереди должен быть взрослый. На базе Дворца творчества юных проходят в том числе и курсы по повышению квалификации, чтобы специалисты 21-го века были компетентны, применяли современные технологии.
Петр Тищенко, эксперт в области молодёжной политики:
В основном, старшее поколение, как ни печально, знает о молодёжи из колонок происшествий в средствах массовой информации. Складывается впечатление, что ситуация сейчас сродни началу девяностых, когда у детей не было помощи в их взрослении и социализации. Из вопроса нужна ли детям организация проистекает и вопрос как государство должно помогать молодёжи и какими инструментами влиять на формирование личности. Отсюда поручение ФАДМу – проработать механизм, найти точки опоры и рычаги, помогать выделить средства и определить порядок расходования. И всё. Здесь не сказано, что после марта все школьники автоматически станут участниками РДШ. И всё, что этому документу приписано, из него не вытекает. То, какой будет эта организация, зависит от нас с вами, и у нас есть возможность все наработки и идеи привнести в этот процесс.
Часто взрослые не замечают новый навык, новое знание, которые появляются у детей, когда они ощущают себя уже маленькими взрослыми.Я не был активным пионером, издавал боевой листок, потому что ходил в художественную школу и хорошо рисовал. Но в Доме пионеров занял активную позицию – там была создана организация детского самоуправления, и я носил почетное звание «Ветра» и отличительный знак – Розу ветров. И для каждой организации такие значки – это ступени роста. Дело – это одно из главных, что может объединить молодёжь.
Светлана Шорина, руководитель Межрегиональной детской общественной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Ю-Питер»:
Главная задача организации – быть полезным обществу и быть полезной детям. Через это участие они формируются как личности, учатся отвечать за свои поступки, отстаивать мнение не словами, а делами, принимать решения. Опыт уже есть – например, конкурс «Лидер» предполагает обучение, оценку и помощь в реализации тех проектов, которые дети придумывают, защищают и реализуют с помощью старших и младших коллег.
Что делать дальше? На последнем совещании руководителей органов молодежной политики из уст руководителей прозвучало: всё формируем мы, узнаете тогда, когда будет сделано, никакой отсебятины типа детской организации имени Президента Якутии (а в Якутии она создана и возглавляет и поддерживает её президент республики). Всё это будет вынесено за скобки, организации должны будут покинуть заведения вплоть до привода прокуратуры на основании, что в учреждении не может существовать никакая другая организация.
Дети и взрослые голосуют ногами – если неинтересно – они уходят. Я не верю, что 1 апреля разом начнется новая жизнь. Скорее всего, всё это заболтается, уйдет в бесконечный процесс обсуждения, а на то, что читается между строк, нужны колоссальные средства. Поэтому живем спокойно и действуем, как прежде. Может быть, кто-то нас услышит. Главное – начать формировать миссию организации, четкие слоганы, четко прописанные цели и задачи. Формировать кадры, которые будут работать в этом направлении, учить их и развивать. И только после этого предлагать детям и, что важно, родителям. Они должны увидеть в Движении смысл, помощь себе – и тогда они пойдут навстречу.
Алексей Королёв, председатель Молодежной коллегии при Губернаторе Санкт-Петербурга:
Сегодня мы сталкиваемся с тем, что ребята, которые приходят к нам, на этапе окончания школы часто не вовлечены в процесс решения городских проблем. Мы начали делать анализ моделей самоуправления, которые у нас есть, и я могу сказать, что в Петербурге большая база, модели различны, и всё это – неплохое подспорье для создания Движения.
Большая роль в Движении должна уделяться наставничеству, привлечению студенческих и молодежных существующих организаций. Мы в эту работу готовы включиться. Сегодня мы не понимаем лишь, как выглядит портрет современного школьника, и предлагаем руководству создать такую систему, чтобы раз в год ученики 8-11 классов проходили тестирование и с профессиональными, и с общими элементами. Необходимо понимать –какие вузы ребята выбирают, чем хотят заниматься, что им интересно – тогда можно будет прогнозировать и создавать хороший продукт. Тогда вопрос вступления/невступления в организацию будет автоматически решён.
Николай Харлампиев, главный редактор журнала «Костёр»:
Этот круглый стол – один из первых в стране, и я уверен, будут еще, тема животрепещущая. Родители сегодня смотрят на своих 10-12-летних детей глазами будущего работодателя, уже прогнозируют, вычисляют, где он может быть успешным – и подрезают крылья. Но многие, я наблюдаю, становятся другими – умными, заботящимися не только о карьере, но и о душе ребёнка, они подталкивают к чтению, радеют за детей. Главная задача движения – не навредить, поэтому важна полная добровольность и наставничество. Рядом с ребятами должны быть действительно мудрые люди.
Светлана Кузнецова, начальник Отдела воспитательной работы и дополнительного образования Комитета по образованию:
Я больше чем уверена: всё, что хорошее есть в Петербурге, никуда не денется. Стена в школе – так проблема отцов и детей была всегда! Дети за нами идут, детям надо. Наша задача – поддерживать. Взять хотя бы спортивные клубы. Когда идет общегородской смотр, понимаешь – ребятам нужна атрибутика, нужны значки и флаги. Если заставить строго – они пойдут, но мы должны предложить им, куда пойти. Показателен пример квеста по профилактике кибербезопасности. Мы предложили поучаствовать в нём подросткам, состоящим на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних. И когда участвует девочка девятиклассница, состоящая на всех учетах, в положении, со своим юным мужем, который спрашивает «А можно я тоже пройду с вами?..» – осознаешь: мы должны предлагать, наша задача только такая.