В современную журналистику идут только отчаянные безумцы. Но даже таким безумцам нужен хороший старт. Или, если точнее – «Медиа-старт».
Что такое фейки, и как с ними бороться?
В первый день форума старожилы журналистики уделили внимание проблеме борьбы с ложными новостями. Как оказалось, фейки уже давно вышли за пределы первоапрельских шуток и привычных газетных сплетен. Даже в брошюру программы форума просочилась ложная информация – в своем выступлении ведущий круглого стола Константин Шолмов, в прошлом директор «РИА Новости», признался, что занимал должность директора не с 2011 года, как указано в программе, а на год позже, а это считается серьезной фактический ошибкой.
«Фейки неразрывно связаны с военно-политической пропагандой – утверждал Константин, – не смотря на современность этого слова, само явление существует ещё со времён издания книги о бароне Мюнхгаузене». На просьбу ведущего вспомнить какую-нибудь историю, связанную с фейками, откликнулся каждый эксперт. Вспомнили о якобы завершившейся карьере певицы Земфиры, о ракете Ангара, над разработкой которой трудились 20 лет, и даже знаменитый прыжок руферов с Петропавловской крепости, по мнению многих, оказался подставой (на самом деле нет).
Легенда фейка зарождается просто, без ухищрений. Как справедливо заметил Николас Пшеничный, главный редактор портала «Пять углов»: «рецепт слишком простой, немного правды и много неправды, замешанной на крови, деньгах и сексе». Искоренить понятие «фейк» в информационном пространстве не получится, зачастую они кажутся реальнее настоящих новостей. Фейковая реальность эмоционально сильнее настоящей, потому эксперты советуют держать ухо в остро. На ожидаемый вопрос из зала, как же тогда отличить фейк от настоящей новости? Елизавета Гривенкова, главный редактор городского молодежного информационного агентства "#городорог", посоветовала: «Нужно пытаться найти первоисточник, хоть это и не просто. Я, например, всегда открываю не «Интерфакс» или другие информационные порталы, а листаю ленту новостей ВКонтакте. Потому что я точно знаю – эти люди реально где-то были и что-то видели. Доверять нельзя никому, но, не читая этого, до правды не дойдешь никогда».
Предвыборной журналистики не существует?
Календарь медленно, но верно приближает нас к 18 сентября – дню выборов в Государственную Думу. Каждая из конкурирующих партий начинает выкупать рекламные щиты и клеить агитационные плакаты, в тэгах по поиску новостей все чаще мелькает слово «выборы» – признаки предвыборной журналистики в деле налицо. Она и стала главной темой второго дня. Хотя, Олег Мухин, директор Школы политической журналистики, сразу же определил границы предвыборной журналистики для аудитории: «Такого вида журналистики не существует. Просто в период выборов меняется её статус. Никто не читает политические статьи в иной период, не обновляет новостную ленту каждые пять минут. В предвыборное время журналистика открыто влияет на политический процесс, и в этом она особенна».
«Внимание – это главная валюта современного мира»
От обсуждения частных случаев все спикеры вернулись к общему – сути журналистской деятельности. Ярким выступлением завершил дискуссию Юрий Зинчук, заместитель генерального директора телеканала "Санкт-Петербург" по общественно-политическому вещанию. "Внимание - это главная валюта современного мира, а журналистика – это искусство высекать эмоции", – утвердил он. Годы журналистской практики давали о себе знать, когда Юрий подкреплял каждый тезис историей из личного опыта. Но, по словам Юрия, журналистика его прошлого и сегодня – 2 разные вещи, и в современную журналистику идут только отчаянные безумцы. «Я удивляюсь – кто ещё в наше время хочет стать журналистом?» - спросил он у зала. Ответчиков не нашлось.