Учитель-друг, совместные походы и весёлые селфи с классным руководителем. Это школа. Несправедливость, наглость, хамство, холодная война. И это — тоже школа. Притом срабатывает это одинаково и для учеников, и… для учителей. Никуда от этого не деться, и хорошим быть для всех нельзя, как бы ты ни старался. Вместе со школьниками, педагогами и психологами мы попробовали разобраться — что делать обеим сторонам, если добрые отношения «учитель-ученик» никак не складываются.
Его сегодня нет
Сперва – самая пострадавшая (по её мнению) сторона. Ученики. Ребят, как выяснилось, больше всего волнуют несправедливость и унижения со стороны учителей. И выходов тут немного.
«Как-то раз, — рассказывается десятиклассник Рома, — она выгнала меня и моего друга за то, что другие ребята разговаривали. По итогу, две недели она не пускала нас в кабинет. Потом я пошёл к завучу, рассказал ей всё, и нам ещё пришлось перед ней извиниться! ЧСВ выше эмпаир Стэйт, в общем. “Ну что, сброд, учиться будем?” — эти слова она сказала нам на первом уроке в девятом классе. Вообще, обычный её голос мы слышим на первое сентября и на Новый год, остальное время она кричит».
За экзамены, однако, Рома не боится – говорит, что оценки у этого преподаватели давно не принимает близко к сердцу. А уроки зачастую попросту прогуливает и старается не попадаться на глаза нелюбимому учителю.
Ту же самую тактику – просто не видеться с педагогом, чтобы лишний раз не провоцировать конфликт, выбрала и Настя, тоже десятиклассница.
«Мой классный руководитель изначально, когда мы попали к ней, расставила статус не "ученик и учитель", а что-то типа друзей, но весьма странных. Все просьбы учеников она пропускает мимо ушей. Также она часто нас оскорбляет, переводя это в тему шутки, но то, что она говорит, иногда становится обидным. Хорошо, что предметов, которые мне нужны, она не ведёт и на оценки это не влияет».
Педагог из стали?
Подросток зачастую уверен: учитель – абсолютный враг, готовый испортить жизнь и уничтожить его будущее. При этом у него отсутствует здравый смысл и какие-либо чувства. К счастью, не всё так плохо, и по ту сторону парты, оказывается, тоже стоит человек, который не любит конфликты, но не всегда знает, как правильно поступить.
«В эмоциональном плане такие конфликты – это очень тяжело и неприятно. Выходил из ситуации через общение. Рассказывал о своих принципах, убеждал, что не требую сверхъестественного, а только по делу. Давалось очень непросто, но сейчас меня, наконец-то, поняли», — поделился Александр Боровский, учитель химии.
«Есть такие ученики, которые сами провоцируют на конфликт, — рассказывает Ирина Пысина, учитель информатики. — Был у меня один такой: он все время проверял меня на прочность. Я очень старалась объективно ставить оценки, ведь я не должна свои эмоции показывать. И сразу уяснила, что авторитет нельзя заработать за счёт кого-то другого: администрации, директора, завуча. Есть учитель, и есть класс, а там выруливай сам, как хочешь».
Когда третий — не лишний
Так что же происходит? Разъясняет психолог Дарья Приходько:
«Существует пять стратегий поведения при конфликтах, и избегание конфликта – одна из них. Нельзя сказать, что эта стратегия продуктивна — при замалчивании происходящего напряжение между учителем и учеником никуда не девается, а агрессия заметается под ковер и становится пассивной. Педагог и ученик находятся в состоянии холодной войны. При этом от этого напряжения выматываются обе стороны, так как переживать это очень энергозатратно для организма. Четыре оставшиеся стратегии – это уступка, конкуренция, компромисс и сотрудничество. Идти на уступки в школьной ситуации практически невозможно, так как учитель может приравнивать слово «уступить» к «потерять авторитет». Ученики не готовы сдаваться из-за подросткового максимализма и желанию проявить своё «Я» через сопротивлению учителю и правилам. Обычно учителю и ученику трудно отойти от своих переживаний и услышать другого, поэтому хорошим вариантом является обсуждение острой ситуации, где школьный психолог, выступающий в роли медиатора, может увидеть суть противоречия, с которым столкнулись учитель и ученик и рассказать им со стороны, как устроено их недопонимание. А дальше психолог как наименее вовлеченное лицо может также предложить варианты выхода из сложной ситуации. Только тогда, когда и учитель, и ученик готовы повернуться лицом к трудности, только тогда есть шанс прийти к взаимопониманию».
Тем, у кого в школе отдельного специалиста по взаимоотношениям нет, или идти к нему совсем не хочется, советы даёт психолог Елена Турлина.
Ученикам:
Почти всегда первый сигнал к конфликту ученика с учителем — со стороны ученика. Ненамеренно, не специально, как бы «само собой». Причина в непонимании поведения друг друга. Поверьте, большинство учителей хотят лишь отработать свои уроки и пойти домой. Поэтому не стоит искать в проявлениях педагогов злого умысла и корысти. Если конфликт уже в разгаре, лучше не разжигать его дальше. Избегание, уход от общения тоже не вариант, если надо продолжать посещать уроки. Лучше всего найти грамотного взрослого посредника — не родителя, а лучше всего такого, который будет нейтрален и к ученику, и к учителю, и попросить помочь «за круглым столом» найти новую форму диалога и продолжения обучения без переходов на личности.
Учителям:
Подросткам свойственно прощупывать границы своих возможностей, терпимости и слабостей взрослых. Конфликт — главный инструмент в этом. Крайне важно это помнить, особенно в начале общения с новым классом. Нужно аккуратно подбирать слова и выражения, внимательно наблюдать за реакцией детей. Но при этом сохранять самообладание и не показывать своего напряжения и тревожности. Дети ценят власть, авторитет, но не меньше — человечность и справедливость. Успешный педагог балансирует между этими свойствами, не сваливаясь в крайности.