В сентябрьском номере «ПУ» мы поставили вопрос «ЕГЭ – что дальше?» И теперь, судя по всему, на него получен новый ответ. «…Внести поправки о том, чтобы в вузы, особенно вузы сложные, серьезные, социально значимые вузы, вернуть входящие письменные экзамены», — такая фраза прозвучала от нового министра образования Ольги Васильевой, а некоторые СМИ ещё и услышали, что сделают это «во всех вузах без исключения».
Так что теперь ждёт тысячи выпускников — настройка системы или революция? Мы поинтересовались у наших экспертов.
— Ответа однозначного нет, — прокомментировал Алексей Жуков, проректор по учебной работе Санкт-Петербургского Академического университета, член-корреспондент РАН. — ЕГЭ дает равные права для всех поступающих из разных регионов, но у ведущих вузов, например, МГИМО, МГУ, есть право проводить дополнительные вступительные испытания, и ничего плохого в этом нет. Другой вопрос, что процедура должна быть прозрачная, поэтому, на мой взгляд, вначале это право действительно стоит дать тем университетам, кто зарекомендовал себя на высоком уровне – федеральным, научно-исследовательским. И дальше смотреть – если общественность и абитуриенты нормально воспримут, значит, можно внедрять и в другие вузы, но если начнутся подозрения на «подыгрывание» своим, то инициативу придётся остановить.
Отрицательно отнеслись к идее в Высшей школе экономики. Ирина Абанкина, директор института развития образования при НИУ ВШЭ, считает: введение дополнительных испытаний уничтожает ключевой шанс поступить в хороший университет ребятам из малых городов и сельских поселений, и потому лишь усиливает неравенство.
— Приём документов онлайн, когда не нужно никуда ехать, возможность наблюдать на сайте в режиме реального времени рейтинговые списки — это прозрачная, понятная, равная для всех система. Дополнительные испытания уничтожают это равенство. Да, они есть в определенных направлениях – например, на архитектурные факультеты – но там вузы подавали документы, где обосновывали необходимость введения экзамена. При всём этом университетам нужно будет выработать новые критерии оценивания, рассмотрения апелляций – и это масштабная работа.
Согласен с директором института развития образования и Дмитрий Гущин, почетный работник образования РФ и Учитель года-2007. Он отметил ещё один важный аспект проблемы – если вступительные действительно введут, то и платить, и отвечать придется самому школьнику:
— Как это было раньше, программа вступительных экзаменов будет у каждого вуза своя, а вузы составят экзамены так, чтобы было необходимо покупать именно их пособия для подготовки, ходить к ним на подготовительные курсы, заниматься у репетиторов из экзаменационной комиссии, которые потом будут проверять экзамены. И, конечно, важнейшая проблема будет в том, что за итоги единых экзаменов школа худо-бедно отвечает, а за результаты вступительных экзаменов школа не отвечала никогда — учителя будут преподавать только материал из учебников, а подготовка к поступлению полностью перейдет на плечи учащихся и их родителей.
Вот только по другую сторону баррикад оказались… сами пострадавшие. Оказывается, школьники не просто недолюбливают ЕГЭ, но не откажутся от письменных экзаменов, и в справедливость не верят уже очень давно:
— Я думаю, что у вступительных экзаменов преимуществ больше, потому что они объективнее – показывают реальный уровень знаний ученика, а не то, как хорошо или плохо он может подготовиться к ЕГЭ, типы заданий которого известны заранее. Но, с другой стороны, для некоторых учеников, не обладающих какими-то способностями и умом, сдать ЕГЭ намного проще и поступить легче. Я считаю, что система вступительных экзаменов в вузы честнее. А взятки и несправедливость были и будут всегда, — поделилась мнением Анастасия Смирнова, 11 класс ФМЛ №239.
— ЕГЭ – важный экзамен, — считает Иван Зверев, одиннадцатиклассник лицея №30. — Он демонстрирует, как ты справился со школьной программой. А вот вступительные испытания показывают твою заинтересованность в профессии. Мне кажется, что ЕГЭ должны сдавать все, а вступительные – только те, кто учился не в очень сильных школах.
Одно дело — чинить новыми инструментами, а другое — пытаться сделать ремонт старыми, и, как показала практика, уже изрядно проржавевшими. Вопрос о вступительных экзаменах оказался слишком дискуссионным, и подход к его решению, мы надеемся, будет очень аккуратным.