— Как изменился выбор выпускников за последнее время? Стали ли они выбирать направления и будущую профессию более осознанно или, как и прежде, поступают абы куда?
— Даже за такой относительно небольшой отрезок времени как десять лет, можно видеть, как кардинально изменились целевые установки абитуриентов. Они стали более прагматичны, у них в сознании появился совершенно трезвый и, на мой взгляд, очень правильный запрос «А кем я буду завтра?»
Ответом стало понимание, что экономика, юриспруденция, история, филология и другие, без сомнения, уважаемые, но вспомогательные направления – менее перспективны, чем инженерное образование. Сегодня, когда государство вкладывает огромные ресурсы в высокотехнологичные проекты, предприятия «Ростеха», «Росатома», «Силовые машины», ОРК… Долго можно перечислять целый ряд отраслей, которым требуются специалисты высокого уровня технической подготовки и где, соответственно, есть возможность достойно работать и достойно зарабатывать.
— С направлениями определились, а как выбрать учебное заведение?
— Это зависит от амбиций выпускника. Если ты считаешь, что много знаешь, хочешь многого достичь, оставить след в истории, то, конечно, надо выбирать лучшие вузы. И мне, как ректору Политеха, приятно знать, что, по мнению работодателей, наш вуз входит в тройку сильнейших по стране. Два других – Бауманка и томский политех. И дело даже не в конкуренции вузов: каждый силен в своей области, в каждом сильная инженерная школа. Главное, что наших выпускников охотней приглашают на работу, выделяют среди прочих.
Пусть коллеги меня простят, но если обратиться к объективным, международным рейтингам, то в 2015 году, по версии Times, в рамках России мы — первый технический вуз страны.
— А ребята действительно так смотрят на рейтинги?
Очень смотрят. И на рейтинги учебных заведений, и на перспективы направлений. И конкурс на инженерные специальности неуклонно растёт: в среднем десять человек на место и выше. Такой запрос общества меняет нас, превращая Политех в университет, где готовят не просто инженерные кадры высшего разряда, а «инженерный спецназ» – лидеров производств, будущих королёвых и курчатовых.
Достижение высокой цели невозможно без надёжного фундамента. «Инновационный вуз», «НИУ», «5-100» — это только самые известные государственные программы, поддерживающие ведущие вузы страны. Благодаря им в том числе в Политехе сегодня развернулись шикарные лаборатории буквально по всем направлениям инженерной деятельности. На самом современном оборудовании занимаются и студенты, и школьники, а ещё есть фаблаб — творческое производственное пространство, где свобода технической мысли встречается с возможностью воплотить свои идеи в реальность.
— На Ваш взгляд, какие специализации в рамках профессии инженера станут наиболее востребованными на горизонте 10-15 лет?
— В первую очередь, всё, что связано с роботизацией производства, умными системами, суперкомпьютерами, высокоинтеллектуальным машиностроением… Eсли пытаться описать все перспективы, не хватит никакой бумаги. Наша профессия сегодня как на вулкане: что несколько лет назад считалось уделом учёных, сегодня становится требованием в вакансии, а завтра включают в программу школьного кружка.