Какими Вы видите выпускников Вашего вуза, скажем, через десять лет? Насколько они будут востребованы, какой будет их роль в научно-техническом прогрессе, в развитии общества?
В плане прогресса медицина не очень отличается от остальных сфер: технократическая медицина продолжит развиваться. Сегодняшние её методы позволяют увидеть любую клетку и оценить функционирование системы с высокой точностью. Процесс кснется хирургии, в частности фетальной хирургии: возможности вмешательства в плод, создание искусственной плаценты, органов, их трансплантация. Будет совершенствоваться лечение онкологических заболеваний. Уже сегодня создаются все новые формы лекарств с более высокой биологической доступностью и точечным воздействием на пораженные органы
Но, к счастью, человек обладает сознанием. И общение с врачом, доброе, понимающее слово могут стать более целительными, чем таблетки и современные технологии. У одного из классиков есть такое выражение: «Придет то время, когда мне сделают анализы, дадут таблетку – и я буду здоров. Но когда я заболею, я все-таки пойду к старому доктору, который меня послушает, посмотрит, закурит свою трубку – и мне уже станет легче». Наука будет всё больше узнавать о функционировании организма, о новых способах лекарственной терапии, но при этом ничто не сможет заменить человеческого общения врача с больным.
Профессиональные ориентиры ребят очень часто формируют их увлечения в школьные годы. Какими могли бы быть эти увлечения, как можно «примерять» на себя это будущее?
У нас есть подготовительное отделение, на котором как раз знакомят ребят с университетом, кафедрами и так далее. Но в медицине важны не только знания, но и человеческие качества. Есть такой талант – талант врачевания. Он основан прежде всего на сострадательности. Конечно, если мы возьмем лабораторные или высокотехнологичные исследования, например лучевую диагностику, то она не столь важна: здесь врач не общается непосредственно с больным – у него есть показатели, он их анализирует. Но если сострадательности нет в клинической медицине, то врач редко может состояться. Лечение словом по-прежнему актуально. Как определить, идти во «взрослую» медицину или в педиатрию? Последняя охватывает более широкий спектр вопросов и проблем. Ребенок не статичный организм, поэтому педиатрия – это медицина развития, она изучает не маленького взрослого, а организм в процессе взросления, что, на мой взгляд, позволяет эффективнее развивать собственное мышление. Вот почему из педиатров получаются специалисты в смежных областях, а вот из терапевтов – педиатры, увы, нет.
Несколько слов о приемной кампании 2016 и 2017 года, о конкурсах, тенденциях и о том, на что прежде всего надо обращать внимание будущим выпускникам.
У нас в этом году самый высокий конкурс среди медицинских вузов, проходной балл был 257. Поэтому абитуриентам советую, конечно, как можно лучше готовиться к ЕГЭ – на сегодняшний день это единственный критерий при поступлении. Самое популярное направление у нас это педиатрия, но хотелось бы обратить внимание будущих студентов и на медико-профилактическое направление.