— Как изменились ваши студенты за последнее время?
— Лет десять назад многие ребята приходили к нам практически наобум: предметы знаю, живу близко, бегу подавать документы. И только проучившись два-три курса, они начинали понимать, что такое их будущая специальность, какие открываются дороги после диплома. Случались грустные истории, когда студент понимает: он не инженер. Он может оказаться хорошим проектировщиком или хорошим механиком. Но инженер – это человек, у которого голова дружит с руками, а руки дружат с головой, он может пройти весь путь от идеи до железа. Немного учёный, немного разработчик, немного технолог и даже потребитель в нужный момент. И поздно думать в середине учёбы, есть ли у тебя нужный набор талантов и способностей. Честно говоря, абитуриенту уже тоже поздно. Самое время, на мой взгляд, на школьной скамье – задолго до ЕГЭ, когда любопытства ещё море и хочется всё попробовать. Одних дней открытых дверей оказалось мало, мы придумали «дни без турникетов» — экскурсии на предприятия наших основных работодателей. Школьник может не знать нюансов технологии, но увидеть технологическую линию, проследить, как из металлической болванки появляется сложный механизм и понять, что это нравится, — вот неплохой индикатор, твоя профессия или нет. Я убеждён, что ещё лет через десять такие экскурсии войдут в систему профориентации ближе к средним классам школы.
— А что делать тем, у кого нет десяти лет в запасе на ожидание, пока в школе появится сильная система профориентации?
— Не плыть по течению, сложа лапки. Школа уже меняется, достаточно оглянуться: в Кудрове правительство Ленинградской области запустило технопарк для школьников. В Сосновом бору, в Выборге при поддержке ЛЭТИ создаются инженерные классы. Почти в каждом районе Петербурга есть достойные проекты, поддерживающие техническое творчество. Но вне зависимости от адреса школы всегда можно посоветоваться со своим учителем физики, химии, биологии, узнать, где можно позаниматься дополнительно. Без лабораторий, исследовательских или научно-образовательных центров в школе или рядом, мест, где ребята будут пробовать себя в качестве будущих инженеров или разработчиков, мы не сможем на равных конкурировать с остальным миром. Пускай поначалу это начинается как игра, но развлечение перерастает в увлечение, хобби, а танцующий робот становится прообразом рабочего инструмента.
— Какие инженеры будут востребованы работодателем через пять-шесть лент?
— Инженер – это квалификация, а специальность, например, – радиотехника, информатика. Работодателю не очень интересно, что конкретно написано в дипломе. Он просит, например, специалиста по антеннам, мы отвечаем, что у нас нет специалиста, зато есть магистр. В ответ слышим: «Мне главное, чтобы он антенну умел рассчитывать». Самые перспективные направления сегодня и завтра будут лежать на стыке наук, их ещё называют междисциплинарные. Одно из таких направлений в ЛЭТИ — биоэлектроника. Звучит пока экзотично, но новые приборы, новая элементная база, работающая на уровне молекулярных слоёв, уже начинают использоваться в технологических процессах. Хороший пример — экраны на органических светодиодах, постепенно вытесняющие традиционные матрицы. Я убеждён: момент, когда человек начнёт управлять устройствами силой мысли, гораздо ближе, чем вы думаете.