Наличие различных гаджетов у молодежи двадцать первого века скорее признак технологического развития страны. Имея в своих руках такие информационные возможности, многие молодые люди не могут направить их в нужное русло, на рост личности и самообразование. Порой гаджеты, наоборот, разрушают сознание подростка, останавливают его интеллектуальный рост и нравственное развитие. У подрастающего человека происходит подмена истинных ценностей фальшивыми. Наши предшественники, молодежь 20 века, испытывали дефицит в источниках информации. Хороших книг – не достать, об интернете даже не догадывались. Однако, уровень образованности и культуры этого поколения был достаточно высоким. Что нужно сделать, чтобы «информационное поле» стало источником полезной и необходимой информации для формирования подростка, а не просто «новомодной» игрушкой?! Информационные системы, несомненно, удобны и полезны для учебы, но многие молодые люди не могут найти им правильное применение. На мой взгляд, это одна из причин духовно-нравственного кризиса нашего общества сегодня.
Совокупность ценностных установок, присущих детскому и молодежному сознанию, во многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. К сожалению, негативной информации в «поле» интернета достаточно. Для определенной части молодых людей становится модным вести аморальный образ жизни, бравировать нецензурной лексикой. Эта неблаговидная лепта разрушает нашу культуру, сказывается на нравственности молодого поколения в целом. Суть наших поступков проявляется в мыслях и словах. Наша жизнь – это плод мыслей, которые мы посеяли и взрастили в душе. Как из яблочного семечка не может вырасти слива, так же из бедных мыслей не вырастает богатство. Современное российское общество действительно переживает духовно-нравственный кризис, следствием которого является утрата идеалов, искаженное представление о жизненных ценностях: о добре и зле, о достоинстве и чести. Понятие «смысл жизни» заменяется на сегодня стремлением к бесконечному обогащению. «Материальный» смысл жизни подменил традиционные представления о «нравственности» как о благонравии, о согласии с абсолютными законами правды, долга и совести человека. В связи с утратой понятия «смысл жизни», в современном социуме стала актуальной проблема толерантности. По-моему, все это является следствием недостаточного духовно-нравственного воспитания, в том числе, молодежи. Что в сфере воспитания молодого поколения стоит на первом месте? Самым важным из гражданских чувств является любовь к Родине. Уже со школьной скамьи нужно формировать это чувство. Любовь к Отчизне неразделима с любовью к малой родине. Изучение литературного краеведения, культурных традиций своего региона в школьной программе – вещь необходимая. Второе условие возрождения нравственности молодежи – формирование устойчивого интереса к истории своей страны. Патриотизм предполагает гордость за героические страницы нашей истории: подвиг старшего поколения в годы Великой Отечественной войны. Это самые трудные годы в истории нашего народа, который проявил силу духа и подлинный героизм. На мой взгляд, в школьной программе изучению этого периода нашей истории необходимо уделить большее внимание, как и другим героическим страницам. Мы должны вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, которые могли бы с гордостью называть себя «патриотами». Хочется надеяться, что наступит момент, когда для всех молодых людей служба в армии станет священной обязанностью. Увеличение количества часов на изучение таких дисциплин как литература, русский язык и история необходимо. Особенно важно изучение истории, которая является «стволом дерева» для остальных гуманитарных предметов. Уровень воспитанности молодого поколения определяет необходимость введения в школьный курс образования предмета «Этика».
Существует еще одна проблема. Образование сегодня стало «измученным пленником бюрократизма». Наблюдаем, насколько педагоги загружены различной отчетной документацией. Эту бюрократическую волокиту можно охарактеризовать строчками В. В. Маяковского: «Влип в бумажки парой глаз, ног поджаты циркуля: Схорониться б за приказ...Спрятаться б за циркуляр». Все-таки основная задача образования – повышение уровня образованности и воспитанности молодого поколения России. От количества заполненных бумаг образовательный уровень молодежи не станет выше. Об этом тоже нужно задуматься. Считаю, что данная тема очень актуальна сегодня.
Несмотря на имеющиеся недостатки, верю в то, что Россия на пути возрождения лучших традиций! Одна из примет Возрождения России, ее молодого поколения – волонтерское движение. Один из важнейших факторов, способных подтолкнуть молодых людей к активным гражданским действиям, – уверенность в том, что своими усилиями они могут что-то изменить. В настоящее время наблюдается активное развитие волонтерского движения в России. Сотни тысяч молодых людей посвящают себя этому благородному делу, оказывая помощь, проявляя милосердие к ветеранам, детям-инвалидам. Трудно переоценить помощь волонтеров в поисках пропавших людей. Это значительная поддержка органов внутренних дел. Восстановление нашей природы, проведение митингов протеста в адрес тех, кто загрязняет окружающую среду и животный мир – это тоже забота волонтеров. Недаром поется в песне: «Волонтер – это друг! Значит помощь придет! Он протянет вам круг в море бед и невзгод! Будет рядом, чтоб ваши надежды сбылись, а наградою станет спасенная жизнь!».