Проверяющий эксперт рассказал "ПУ" о самых распространенных ошибках в ЕГЭ по химии прошлого года. Итак, на что нужно обратить внимание при подготовке:
2. Составление уравнений реакций азотной кислоты с
металлами. Важно: азотная кислота взаимодействует со
многими металлами, окисляя их не
за счет
Н+, а за
счет азота в высшей степени
окисления (+5). В результате таких
реакций практически не
выделяется H2. В
реакции образуются: нитрат металла,
продукт восстановления азота и
вода.
3. Определение продуктов разложения нитратов.
Повторите схемы, по которым разлагаются щелочные и
щелочноземельные металлы,
нитраты металлов,
расположенных в электрохимическом ряду напряжений металлов
от Mg
до Cu
включительно, и нитрат Li, нитраты
металлов, расположенных в
электрохимическом ряду напряжений металлов правее
Сu.
Помните, что есть особый случай – разложение
NH4NO3.
4. Определение продуктов реакции металлов и неметаллов
со щелочами. Обратите внимание, что медь и железо со щелочами не
реагируют, а цинк и алюминий в щелочах растворятся. Кроме того, хлор
реагирует со щелочами, а в ходе реакции происходит
диспропорционирование галогенов.
5. Определение среды при составлении уравнений
окислительно-восстановительных реакций. Важно помнить, что если реакция
происходит в щелочной среде, среди её продуктов не может быть кислоты, и
наоборот, если среда, в которой протекает реакция, была кислой – в
продуктах реакции не может быть щелочи.
6. Определение продуктов окисления гомологов бензола.
Не забывайте, что при окислении гомологов бензола перманганатом калия,
если углеводородный радикал, соединенный с бензольным кольцом содержит два
и больше углеродных атома,
происходит разрыв углеродной цепи углеводородного радикала, в
результате чего образуются ароматические карбоновые кислоты.
7. Определение возможностей диспропорционирования и
конпропорционирования. Прорешайте еще раз уравнения и вспомните, что при
взаимодействии диоксида азота с водой и со щелочью происходит
диспропорционирование азота: образуется соответственно азотная и азотистая
кислота (в случае с водой) и смесь нитрата и нитрита (в случае реакции со
щелочью).
8. Игнорирование правила Марковникова и правила
Зайцева. Еще раз перечитайте правило и потренируйтесь в решении задач, где
надо его применять.
9. Невнимательное прочтение условий задачи, которое не
даёт возможности корректно её решить. Формулировка заданий на тестовых ЕГЭ
и на основном, бывает, отличается. Дочитывайте до конца условия.
10. Общие ошибки при составлении уравнений реакций. Обратите
внимание, что при составлении уравнений реакций очень важно правильно
расставить все коэффициенты.