Родители рассказывали, что ещё до школы я мог быстро в уме перемножать двузначные числа. Откуда взялась эта способность, не знаю, но держалась она класса до третьего. Позже — растворилась: её вытеснил страшно неудобный и громоздкий способ из учебника математики — умножение в столбик. Остатки добили школьная дисциплина, домашние задания, контрольные работы и вечная нехватка времени, и сейчас я могу воспроизвести по памяти таблицу умножения. Всё. Талант пропал не без участия школы, и школа не может помочь мне его восстановить. «Но зачем напрягать мозги, если теперь у каждого в кармане по калькулятору?» — возражают мне одноклассники. Приходится принимать этот довод. Сейчас выбора у меня уже нет.
И тем не менее, посмотрим на талант с другой стороны. В школу приходят очень разные дети с очень разными способностями: кто-то поёт и сочиняет мелодии, кто-то пишет захватывающе эмоциональные сказки, кто-то за считанные секунды собирает кубик Рубика. А потом? Потом школа вступает в свои права — и многогранные таланты подравниваются, причём не по верхнему, а по нижнему уровню. Изучается и проверяется лишь самое лёгкое; а кто сказал, что, скажем, для меня легко переучиваться на умножение в столбик? И главное — зачем, если я уже умею мгновенно умножать, даже не замечая этого? Школа, призванная раскрыть способности ребёнка, чаще всего их сознательно закрывает. И это страшно.
Безусловно, у нас есть выбор — мы можем выбрать из списка возможных ЕГЭ экзамен по своим интересам (спасибо!) В начале же обучения наши способности и интересы не учитываются совершенно: всех стригут под одну гребенку, руководствуясь знаменитым армейским «не умеешь — научим, не хочешь — заставим».
Моя двоюродная сестра — живая и обаятельная девочка, и сейчас она идет в школу. И очень радуется, но если честно, мне ее жаль!