Если вбить в Google «Хенрик Барановский», по первым ссылкам, что выпадут, станет понятно – «Одиночество в сети» – одна из самых известных постановок польского режиссера. Однако в копилке его несколько драматических спектаклей и опер, а еще он был директором театров в Западном Берлине и в Варшаве.
Спектакль «Одиночество в Сети» впервые показали на сцене «Балтийского дома» 20 февраля 2009 года. С тех пор положительные отзывы сменяют отрицательные, и, наоборот, из-за чего желание посетить постановку только усиливается.
А теперь о самом спектакле. Любовная история берет за душу даже самого скупого на эмоции зрителя. Откровенные сообщения двух людей, живущих в разных странах и познакомившихся в Сети, искренние рассказы о прошлом – то, что заставляет вспомнить о собственных переживаниях и чувствах. Практически каждая мини-сцена сопровождалась зрительскими овациями.
В целом задумка режиссера проста и именно этим хороша. По обеим сторонам сцены компьютеры. За одним – он, за другим – она. Весь спектакль – это диалог между двумя людьми, у каждого из которых в жизни произошла драма. То, о чем герои разговаривают, тут же демонстрируют залу: вот молодой Якуб с первой любовью Натальей, а вот Ева в очередной раз ссорится с супругом.
Удачным кажется решение Барановского показать отрывки фильма во время спектакля, которые становятся продолжением того, что происходит на сцене, или же кадры отсылают к прошлому. Пожалуй, именно в моменты, когда это показывают, мурашки пробегают по телу. Особенно во время сцены из психиатрической больницы – она наиболее эмоциональная.
Еще один человек, который поработал продуктивно – художник по свету Константин Удовиченко. К его труду не придраться. Каждый раз зритель акцентирует внимание на том, что действительно важно в этот момент. В каких-то ситуациях главные монологи Евы, поэтому Якуб остается в тени. Правильное распределение света интригует зал и удерживает его внимание на протяжении всего действия.
А вот актёрская игра не удостоится положительных отзывов. Приходя в театр, хочется поверить герою и прочувствовать его, а не смотреть на переигрывание и неявные эмоции, когда у Якуба, например, раздается звонок, которого он не ждал. В жизни люди не реагируют так, как это сделал Валерий Соловьев, исполняющий роль.
Честно сказать, игра главных героев неубедительна. Наверное, устали от такого количества показов. А вот актеры второго плана порадовали – особенно хороши молодой Якуб (Роман Дряблов), а так же две подруги главной героини (Виктория Жилина, Валентина Виноградова).
И, вроде бы, все ясно по сюжету и самой постановке, но, несмотря на это, несколько вопросов остались без ответа. Например, почему один актер сыграл минимум три роли в этом спектакле? Все бы хорошо, если бы зритель не заметил...