В школах, вузах и даже на рабочих местах социальные сети часто блокируют: дескать, именно они виноваты в том, что мы плохо учимся и работаем. Но все не так категорично. Оказывается, у нашей продуктивности и соцсетей совсем иной уровень взаимодействия.
Успеваемость хромает не из-за пресловутых социальных сетей, а из-за отсутствия самоконтроля и привычки к работе, считает Рейнол Юнко, ученый из Университета Айовы. Он опросил около 1600 студентов колледжей, чтобы узнать, когда именно они посещают свои страницы в соцсетях и что они там делают.
Юнко учитывал, сколько времени студенты тратят на электронное общение во время учебы и отдыха. В ходе исследования обнаружилось, что как минимум два часа в день учащиеся проводят «за экраном» – и львиная доля времени попадает как раз на учебное время, из-за чего успеваемость довольно часто действительно снижается.
Но автор считает, что винить в этом «социалочки» не стоит по двум причинам: во-первых, студенты в основном использовали соцсети не для развлечения, а для совместного решения заданий и незатейливого «общения по учебе». А во-вторых, печальные результаты не распространялись на старшекурсников и преподавателей.
На основании этих данных ученый делает вывод, что виноваты в плохих оценках учащихся не «интернеты», а обычное неумение молодых людей распоряжаться собственным временем. Платформы для общения в этом плане не отличаются от вечеринок, алкоголя и прочих «отвлекающих» вещей.
Поэтому психолог советует учителям и родителям не запрещать соцсети (именно этот метод повсеместно используется в российских учебных заведениях) и не заставлять детей отказываться от них, а рассказать учащимся о важности самоконтроля и самостоятельности. Юнко считает, что развитие данных навыков позволит ученикам научиться избегать соблазнов, мешающих учебе.