Мы с детства познавали мир с помощью игр, но, похоже, сегодня они повзрослели вместе с нами. Во что же мы играем сегодня?
Что меняется в мире игр? Они становятся все чаще не только развлекательными, но и образовательными. Они развивают наше воображение, реакцию, учат, готовят к тому, что может произойти в реальности. Обо всем этом рассказывает «ПУ» Александр Ветушинский, младший научный сотрудник кафедры онтологии и теории познания
философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, сотрудник Московского центра
исследований видеоигр.
Например?
Например, космонавты могут побывать в космосе, находясь в тренажерном зале на Земле. Есть даже такой класс игр Sirius Game – это тренажеры летчиков, пожары в университетах, которые помогают пройти и понять, что делать.
Человек всегда любил играть, это заложено в нем генетически – кошка с котятами, мама с младенцами. Но сейчас обучение с помощью игр становится самой удобной, быстрой и эффективной формой обучения. И все более приближенной к реальной жизни. Вот, почему можно сказать, что вся жизнь – игра. От изучения иностранных языков до тренажеров для авиадиспетчеров. Вот, почему по всему миру проводятся олимпиады, конкурсы по компьютерным играм, в которых принимают участие миллионы школьников. И многие из них уже сейчас могли бы стать ассами-пилотами дронов.
Все зависит от того, как используется игра и компьютер. Но любая игра может быть образовательной. Например, недавно выходили игры, которые состоят из этических дилемм. Есть старик и ребенок, и кто-то один должен остаться в живых, а вот, кто – решать игроку. После появится информация, сколько участников сделали, как вы, и поймете, согласно с вами большинство или нет. А один преподаватель социологии дал задние студентам провести социальный опрос в виртуальной провинции Скайфолл. Получается в видеоиграх можно отработать еще и такой инструмент.
В школах ситуация другая. Слышал только о Quest to Learn School в Нью-Йорке. Там дети учатся и проходят квесты одновременно. А помогает в этом социальная сеть, где есть аватары, списки лидеров, баджи, позволяющие понять, в чем силен ты, а в чем – твой друг.
На самом деле игры оказывают на человека наркотическое влияние, но главное – использовать их с пользой.
Пока есть ЕГЭ, и он – пропуск в вуз, зубрежки не избежать. Видеоигры, кстати, помогают в запоминании предметов. Истории, например. С помощью некоторых стратегий получается выучить даты, потому что они не выдают кучу текста, а позволяют «влиться» в происходящее. Геймер после прохождения уровней может рассказать больше, чем тот, кто прочитал 20 страниц учебника, потому что он видел какое-то событие и даже принимал в нем участие.
Стоит обращать внимание на возраст, который указывается на упаковке с игрой или на сайте, где ее можно скачать. Если на игре написано 18+, а ребенку 16, значит, произошла какая-то ошибка.
Раньше мы играли фигурками в кикер, настольный хоккей или даже солдатиков. К этому мы не относимся с негативом, потому что видим, что ребенок играет. Но мы же не знаем при этом, что у него происходит в голове в этот момент. Важно, чтобы взрослые понимали, чем занят их ребенок, тогда и отношение к играм изменится.
- Соревнования по киберспорту проводятся по всему миру, в том числе и международные. Значимым аналогом Олимпийских игр является международный турнир World Cyber Games (WCG). Кроме того, проводятся Cyberathlete Professional League и Electronic Sports League. Сегодня самые крупные соревнования те, что проводят производители игр: турнир «The International» по Dota 2 или Чемпионат мира по League of Legends.
- На крупных соревнованиях призовой фонд достигает 1 000 000 долларов и более. Самый крупный выигрыш к 2005 году составил 150 000 долларов США — их получил Джонатан Венделл, выступающий под никнеймом «Fatal1ty» в соревнованиях по игре «Painkiller».
- Топ-5 самых популярных видеоигр десятилетия: «Angry Birds», «Grand Theft Auto», «World of Warcraft», «Call of Duty», «Minecraft»
- Интенсивно разрабатываются видеоигры, которые представляют собой пособия по боевой подготовке: «Doom» (для спецподразделений в 1994 году), «Marine Doom» (для морской пехоты в 1996 году), «Close Combat» (серия тактических игр).
- Игра «Flight Simulator» компании «Microsoft» используется для подготовки курсантов в 65 военных школах, где готовятся летчики ВМС США. Одной из самых популярных военных компьютерных игр стала нашумевшая «Американская армия», состоящая из двух частей: «Операции» и «Солдат». Здесь игроки обязаны подчиняться «своду правил» сетевой игры, отражающих в некоторой степени памятку для солдат армии США — «Правила ведения боевых действий». Любые «преступления» в игре наказываются.
- Топ-5 успешных геймеров: Джанг Чен ($436 996) – «Dota 2», Луо Феичи ($441 943) – «Dota 2», Джанг Джей Хо ($443 118) – «Warcraft III» и «StarCraft II», Джонатан Вендель ($454 919) – игра в шутеры (стрелялки) от первого лица, Ли Янг Хо ($469 902) – «StarCraft: Brood War» и «StarCraft II».