Расслоение среди самих школ очевидно. Гимназии с углубленным изучением языков, математические лицеи с платными курсами, частные школы (обучение в которых стоит примерно в 250 тысяч рублей в год) – все эти заведения привлекают родителей и их детей более качественными услугами, лучшей организацией учебы и досуга, хорошим техническим оборудованием. В этом плане им, бесспорно, проигрывают обычные ГБОУ СОШ. Но действительно ли учителя в именитых гимназиях лучше, чем преподаватели в районных школах? И почему подростки из семей с более высоким достатком получают высокие оценки? На эти вопросы, оказывается, есть ответы, которые подтверждены статистикой, собранной НИУ ВШЭ в ходе исследований.
Факт первый: учителя в обычных и престижных школах не отличаются друг от друга
И в простых, и в элитных школах работают
педагоги с примерно одинаковыми характеристиками: уровень образования, отношение
к профессии и к ученикам, стиль жизни – все эти показатели очень похожи. Средний
возраст педагога, например, везде примерно одинаков – 45 лет. Преподаватели,
работающие и в элитных, и в обычных школах, нередко заканчивают одни и те же
вузы: около 60% опрошенных преподавателей имеют высшее педагогическое
образование, 39% – высшее непедагогическое. Нагрузка учителей тоже одинакова: в
среднем они уделяют около 20 часов школе, в которой работают (не учитывая
дополнительные занятия, кружки и курсы).
С учетом расслоения школ на «получше» и «похуже» можно ошибочно предположить, что и трудности в них разные. Мы все думаем, что в обычных школах ученики «проблемнее» с точки зрения поведения и учебы. Однако этот факт тоже не подтвердился. Проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, одинаковы везде: большинство в опросе, например, упоминало о сложностях утихомирить класс или заинтересовать подростков предметом.
Похожи и культурные запросы всех учителей. Например, показатель культурного уровня – количество книг в домашней библиотеке – везде был похож: самыми частыми ответами оказались «150–400 книг» и «400–1000 книг». А еще учителя разных школ с одинаковой частотой ходят в музеи, театры, кино и на концерты.
Согласно опросу 769 педагогов из 39 школ разного статуса Санкт-Петербурга
Факт второй: дети богатых родителей лучше учатся в школе
И дело не в том, что чей-то папа работает директором компании, а чей-то – его подчиненным, а в том, в какой среде растет подросток. Денежный контекст очень важен для образования. Например, те же книги, упомянутые выше – если в домашней библиотеке их много, то и подросток придет в школу с более богатым словарным запасом и развитым воображением.
Для успешности подростка в школе важен и другой семейный бэкграунд: образование родителей, их профессиональный статус, а также среднемесячный доход. Диплом родителей, например, часто мотивирует подростка учиться лучше, должность родителей наглядно иллюстрирует, как образование помогает человеку добиться карьерного роста. А от денежной составляющей жизни зависит, например, частота посещения театров, музеев, других городов и стран, что развивает подростка, способствует появлению его собственных интересов и взглядов и помогает определиться с тем, чем он хочет заниматься в будущем.
Согласно исследованию результатов учащихся с разным достатком родителей
Факт третий: учеба в сильном классе может негативно отразиться на самооценке
Казалось бы, достижения одноклассников и дух соревнования могут подстегивать спортивный интерес и заставлять подростка учиться лучше. Могут, но только обратная сторона монеты тоже есть: очень часто ребята теряют уверенность в своих силах, когда сравнивают себя с более успешными сверстниками. Тут работает «эффект большой лягушки в маленьком пруду»: в сильных классах подросток теряется на фоне активных ребят и меньше верит в свои силы, а в обратном случае ученик понимает, что выгодно отличается от одноклассников, и не занижает свои способности.
Но будет неправильно утверждать, что учеба в сильном классе только вредит самооценке подростка. Идеальный баланс сопоставления своих и чужих успехов таков: если ученик имеет средние или чуть выше средних результаты, то обучение в сильном коллективе будет полезно. В этом случае ученик будет стараться повысить собственную планку и добиться большего.
Согласно мониторингу 4000 человек