Итоговое собеседование по русскому языку с прошлого года стало обязательным, и теперь его успешная сдача является допуском к ОГЭ. Для ребят это первый серьёзный экзамен, да ещё и устный. В этом году он пройдёт 12 февраля. Рассказываем о заданиях и о том, как ним готовиться, а ещё делимся опытом участников прошлого года.
Что нужно знать об итоговом собеседовании
Оно пройдёт 12 февраля, но если вы вдруг заболеете, то не мчитесь в школу с высокой температурой и страшным кашлем. Те, кто пропустит экзамен по уважительной причине, смогут сдать его в другие дни — 11 марта и 18 мая. При наличии справки от врача, конечно. Это же, кстати, касается и тех, кто завалит собеседование в первый раз.
Какие будут задания
Собеседование состоит из четырёх частей: чтения небольшого текста вслух, его пересказа с привлечением цитаты, монолога на одну из предложенных тем и диалога. Весь этот ужас будет длиться минут 15, хотя, на самом деле, ничего критически сложного в заданиях нет. На сайте ФИПИ опубликована демоверсия, и, посмотрев на предложенные задания, можно выдохнуть: они вполне решаемые. Согласитесь, прочитать текст про Юрия Гагарина или рассказать об интересной экскурсии, на которой вы были, не так уж и трудно.
Как готовиться и на что обращать внимание
Перед чтением вслух у вас будет две минуты для того, чтобы познакомиться с текстом. Если вы читаете, скажем, не очень хорошо, то этого времени хватит для того, чтобы прочесть текст один, максимум два раза. Но этого достаточно для того, чтобы уловить суть текста и прочесть его вслух без ошибок. Главное — обращайте внимание на фамилии, цифры, географические названия.
Уделять особое внимание таким деталям
нужно ещё и потому, что текст вам придётся пересказывать. Для этого нужно
научиться быстро выделять главное и конспектировать текст. Но не
записывайте все факты и не пытайтесь писать предложения, иначе вы рискуете
ничего не успеть. Лучше ориентируйтесь на абзацы — в каждом из них есть микротема,
о которой нужно сказать. Обязательно включите в свой конспект пункт о цитате,
которая будет вам предложена. Её переписывать не нужно — она всегда будет перед
глазами, однако риск забыть про неё всё равно есть. Лучше включить цитату в
свой план ответа, поместив её в середину повествования. И кстати, не забудьте
назвать автора слов, это тоже важно.
Больше всего школьников пугает монолог и диалог. Оно и понятно: говорить без перерыва три минуты, когда у тебя дрожат коленки и то и дело срывается голос, очень трудно. Так что постарайтесь успокоиться. Все темы, которые предложат на монологе, будут вам знакомы. В демоверсии, например, участникам предлагают описать фотографию с праздничного мероприятия, рассказать о запоминающейся экскурсии или порассуждать о моде. При этом для каждого задания есть ряд вопросов, который является подсказкой для того, о чём говорить. Главное ответить на каждый вопрос так, чтобы в сумме получилось более 10 предложений. Тогда экзаменатор зачтёт ответ.
Вопросы в диалоге с экзаменатором будут связаны с темой, которую вы выберете в монологе. Все они будут ориентированы на ваше личное мнение, поэтому правильных ответов здесь нет. Постарайтесь говорить грамотно, приводите аргументы для подтверждения своих слов.
За что могут снять баллы?
— 1 балл за пропуск или добавление микротемы при пересказе текста
— 1 балл за одну и более фактическую ошибку при пересказе текста
— 1 балл за неуместное приведение цитаты в тексте или за её отсутствие
— 1 балл за одну и более грамматическую ошибку при чтении и пересказе текста
— 1 балл за две и более орфоэпические ошибки при чтении и пересказе текст
— 1 балл за четыре и более речевых ошибок при чтении и пересказе текста
— 1 балл за искажение слов при чтении и пересказе текста
— 1 балл за фактические ошибки и недостаточное количество предложений (менее 10) в монологе
— 1 балл за фактические ошибки в диалоге
— 1 балл за бедную речь и однообразные синтаксические конструкции в монологе и диалоге
Опыт предыдущих участников
«Мы пришли в соседнюю школу в восемь часов, а экзамен у нас был в девять. Нас отвели в класс, и там уже вызывали по одному человеку. В коридоре сопровождали учителя, чтобы мы не встретились с другими учениками. Трудности возникли при пересказе текста и в диалоге с экспертом, так как я был на нервах. Допустил много ошибок, не поборол страх в себе».
— Максим Р., Псков
«Лично нас готовили в школе очень хорошо, учитель отлично разбирал с нами каждое задание, поэтому мы все уверены в своих силах».
— Надежда Х., Белинский
«Собеседование проходило в моей школе, учителя были наши. Они успокаивали и поддерживали. Но всё же было страшно впервые сдавать экзамен. Напрягало большое количество оборудования. Испытывал какое-то напряжение, боясь неправильно что-то сказать. Когда вышел из кабинета, почему-то вовсе забыл, что я там говорил и о чём. Спотыкался на окончаниях слов, но нечасто. Думаю, что мог бы справиться лучше».
— Виктор Ф., Кострома
«Все классы поместили в кабинеты, изъяли телефоны. Мы сидели, общались с друг другом, повторяли материал. Обстановка была расслабленная. По времени это проходило где-то часа два-три».
— Елизавета Ф., Москва