Письмо в редакцию от молодой учительницы из города Полевской Свердловской области ИРИНЫ ПАНАРИНОЙ
«Почему вы не читаете?» – часто спрашиваю своих учеников и чувствую себя тираном. На вопрос, что заинтересовало их в повести «Кондуит и Швамбрия» шестой класс дружно сверлит меня глазами, а потом нехотя признаётся: «Скучно...» Недавно изучали «Руслана и Людмилу», и им понравился дядька-Черномор. Потому что «прикольный» и волшебник, а значит, можно было бы попросить седьмой айфон или компьютерную игру. Как вы считаете – они это в шутку или всерьез?..
Совсем недавно я, молодой учитель, пришла в школу, и поначалу такие ответы просто обескураживали. Мне казалось – это навсегда и с этим поколением уже ничего не поделать. Но потом знакомый преподаватель с нашего факультета посоветовал: « А вы попробуйте с ними просто поговорить. Дети часто лучше, чем хотят казаться…».
Если честно, я не была уверена, что совет коллеги поможет, но все же решилась на эксперимент, и через неделю вместо обычного урока попросила ребят рассказать о друзьях или знакомых, о том, что волнует. Мало того, обещала: если будут откровенно, то и я о своих друзьях и о себе тоже расскажу. Так вот — результат превзошел все ожидания. Урок пролетел мгновенно, они внимательно слушали друг друга и меня, спорили и даже на перемене продолжали разговор. Но самое интересное — сколько, оказывается, у нас с ними общих тем: и доверие, и конфликты, и первая любовь, и отношения со взрослыми. И еще было ощущение, что отозвались они на мой призыв потому, что взрослые редко с ними разговаривают, а ребята в таком неформальном общении очень нуждаются.
Мне кажется, это проблема. Современная школа ни педагогам, ни детям не оставляет свободного времени для общения. Ее задушили стандарты – в подаче знаний, экзаменах, даже в общении во время урока. Единственное, что волнует наших чиновников от образования – это неукоснительное соблюдение инструкций и распоряжений, которые все плодятся и плодятся. И сколько раз я видела такие примеры: идет открытый урок, дети активно работают и хорошо усваивают тему, им интересно, и, казалось бы, чего еще желать? Но вот после урока на «разборе полетов» встает член комиссии и заявляет: «Урок не удался, потому что цель его заявлена не самими учащимися, а учителем!» Бред какой-то! Но это касается предметных знаний, которые обеспечены часами в расписании, а про всякие там «разговоры», про общение и воспитание – на это вообще ничего не положено! Зато наши детки по 3-4 часа ежедневно общаются в социальных сетях. Если учесть, что большая часть родителей, по мнению социологов, общается с детьми не более 5-10 минут (и то на уровне вопросов : «Как дела? Поел? А мусор вынес?»), то пространство и время явно не в пользу старшего поколения. Может, отсюда многие проблемы? Да, иные горячие головы сразу предлагают новые запреты , в этот раз, например, на посещение детьми социальных сетей. С точки зрения многих взрослых это разумно, эффективно, да и на Западе кое-где применяется. К тому же наша школа уже обзавелась «глушилками» и металлоискателями, в ней давно сидят вахтеры, не допуская проникновения на свою территорию чужих людей и чуждых идей, посторонних предметов и так далее. А почему интернет без контроля? Непорядок!
Но мне кажется, все эти запреты направлены не на причины, а на следствия. И проблема кроется не столько в окружающем школу мире и его пагубном воздействии (хотя, понимаю, так думать удобнее), а в нас самих, взрослых людях. Это у нас всегда не хватает на общение с ребятами, на разговор, времени. Наверное, поэтому на родительских собраниях так часто можно видеть, как папы и мамы не слушают о своих чадах, а листают айфоны. Не знаю, может, там тоже сидит дядька-Черномор?..