Пять углов



Развлечения
Лайфхаки
Студентам
НОВОСТИ КИНОНЕДЕЛИ
КНИЖНАЯ ПОЛКА ПУ
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

Учительпрофессии75 лет ПобедыПсихологиястудентамподготовка к ЕГЭискусствоэкзаменылицензияволонтерствоВсероссийские открытые урокипутешествияолимпиадажурналистикаКак сдать ЕГЭопросотношенияДевятиклассникамподросткиНовый годОГЭЕГЭ-2024информатикакнигиобществознаниеВУЗпрофориентацияхоббиЧто почитатьшколатвоя историяна практику — в ПУ!музыкакаталог сочиненийинтервьюанглийский языкКуда сходитькуда поступатьСПбГУВаши историисоветырусский языкновости кинонеделиитоговое сочинениеисследованиеувлеченияЕГЭ 2018рейтинг вузовЛучшее на СтенелитератураСочинениерецензияКаталог профессийприемная кампанияВостребованныеисторияИТМОработачто посмотретьЕГЭ 2024олимпиадысоветы психологафестивальличный опытРособрнадзорподготовка к экзаменамкак прошли ЕГЭ-2018карантинкультурауниверситетподготовка к ОГЭвыпускнойКем бытьразвлеченияМинистерство образованиярейтингкиноНа практику — в ПУ!МГУКаталог вузовспортпоступлениеобразованиеКонцертлайфхакивузыТеатрЕГЭ-2022лайфхаки
ТОП авторов
Дарья Жданова

Опубликовано статей: 31

Нора Ольшанская

Опубликовано статей: 7

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 20

Вероника Васильцова

Опубликовано статей: 14

Полина Батракова

Опубликовано статей: 9

Матвей Невьянцев

Опубликовано статей: 7

Пять углов
ЧВК Редан и не только: почему подростки вступают в субкультуры и всегда ли это опасно?

ЧВК Редан и не только: почему подростки вступают в субкультуры и всегда ли это опасно?

Узнали у психолога

Просмотры
1291

Недавно новостные ленты пестрели заголовками о «ЧВК Редан», о массовых задержаниях и спорами о том, насколько эта группировка действительно опасна. Нас эти новости слегко смутили, ведь субкультуры среди подростков существовали всегда, и «ЧВК Редан» - всего-лишь очередная из них. Так что здесь вопрос скорее в другом: почему подростки в принципе вступают в субкультуры, и откуда в них берется столько агрессии. Об этом мы поговорили со специалистом из Центра психологического развития детей и родителей “Архитектура будущего” Дмитрием Панасюком. 

Специалист по подростковому возрасту из Центра психологического развития детей и родителей “Архитектура будущего” Дмитрий Панасюк
Специалист по подростковому возрасту из Центра психологического развития детей и родителей “Архитектура будущего” Дмитрий Панасюк

Субкультура - это панорама авторитетов и поиск своего я


Уже не в первый раз в СМИ появляются новости о том, как кто-то поиздевался над животными, кто-то пошел стрелять в школе, а кто-то вступает в ряды какой-нибудь группировки и начинает вершить самосуд над другими людьми. И здесь возникает вопрос, почему эти вещи чаще всего встречаются среди подростков?


В подростковом, как и в других возрастах, есть так называемые задачи возраста. И одна из них - поиск авторитетов. В этом возрасте хочется найти людей, близких по духу, хочется чувствовать себя важным элементом какого-то коллектива. И как раз эту потребность очень хорошо удовлетворяют субкультуры, где есть своя атрибутика, модели поведения, свой язык, ценности. Вступая в такие сообщества, они чувствуют себя такими же, как и другие ее члены. 

1678100724.jpg

Потом не стоит забывать, что у подростков в это время формируется самооценка: кто я для себя, кем являюсь для своих друзей и родителей. И в это время они все чаще начинают экспериментировать - переживают разный опыт, и иногда он связан с агрессивными вещами. В данном случае агрессия - это история про преодоления страха, вопрос о том, на что я могу пойти. Допустим, оскорбить человека, подраться с кем-то. Ну и самое главное - проверка: а что мне будет в ответ? Накажут ли родители, сделают ли выговор в школе или еще что-то. 

И все усложняется тем, что агрессивная толпа подростков - это неуправляемая толпа: там нет критики мышления, анализа какого-то предыдущего опыта. По сути там главенствует инстинкт заражения толпой, и агрессия в данном случае импульсивная. И они друг друга, в общем-то, ею заражают. Но когда по отдельности с ними начинают проводить разъяснительные беседы, то каждый из них очень глубоко и искренне раскаивается. 

Все идет из дома 


Как взаимоотношения с родителями могут быть связаны с появлением этой жестокости и агрессии, желанием вступить в какую-либо субкультуру?

Здесь все очень индивидуально. Если у родителей доверительные отношения со своим ребенком, они интересуются его жизнью, а не просто пытаются ее контролировать, в таком случае, ребенок может прислушиваться к их мнению.  Не обязательно, что он сделает все так, как они хотят, но некий фильтр под названием “куда ты лезешь?”, грубо говоря, будет у него работать. Но это при условии, если ребенок чувствует, что родители пытаются понять, что они не настаивают, а, скорее, рекомендуют. 

А вот если родители ведут себя агрессивно…В таких случаях подросток точно не прислушается. И потом, ему из-за таких отношений нужно выплескивать свои эмоции, а поскольку он, кроме как покричать на своих родителей, больше ничего не может, он может пойти вымещать эту агрессию на других. Иначе говоря: меня дома гнобят, я буду гнобить кого-то на улице.

1678109873.png

В таком случае, какие ошибки родители допускают при общении с ребенком? 

Первое - это обесценивание родителями того, чем интересуется их ребенок. 

Второе - сразу же запрещать, угрожать, пугать, рисовать плачевные картины будущего. Когда, например, говорят “ты ходишь с грязной головой, в рваных штанах, кто ж из тебя вырастет, будешь таким-то”. Подросток не меряет свою жизнь на “что будет потом” - для него важно, что он получает сейчас. И когда для него рисуют некий сценарий, он может рассуждать так: что ж, его уже нарисовали, терять нечего.

И чтобы не совершать этих ошибок, родителям очень важно задавать вопросы себе: чего я боюсь? Того, что, например, мой ребенок окажется в плохой компании, попробует какие-то вещества и попадет в неудачные истории. А чего я хочу добиться своими действиями? 

И вот исходя из этого монолога, выводы могут быть совершенно иными.  Условно говоря, не субкультура - враг, а отсутствие критического мышления, понимания, что хорошо-что плохо, какими ценностями живет ребенок.

Главный выход: разговаривать 


Но часто подростки не до конца понимают сущности идеологии той компании, куда вступили. Взять, допустим, ЧВК Рейден - в данном случае, как правильно поступить родителям которые не хотят видеть ребенка участником этой или похожей группировки? 

Как я уже сказал, к сожалению, запретить вы можете только в том случае, если вы постоянно находитесь рядом с ребенком. Но если это не так, то, поставив свое резкое “нет”, вы лишний раз вызовите у подростка реакцию в духе “вы меня не понимаете, вообще я с вами разговаривать не буду”, а дальше - на что фантазия подростка пойдёт. Для того, чтобы что-то запрещать, очень хорошо надо понимать, что вы запрещаете и почему. Тут опять-таки вопрос про цель актуален. 

А во-вторых, ничего не мешает разобраться в том, насколько то, что заявляется, в том числе в СМИ, соответствует действительности и реальности. Насколько опасна идеология какой-либо субкультуры, насколько представления взрослых соответствует тому, что под ними понимает ребенок. 



Фото: @chvk_ryodan

Есть еще одна очень важная вещь: подростку необходимо ощущать себя успешным. Если он в своей компании чувствует себя таковым, а его просто лишить этого общения, то, скорее, возникнут психологические проблемы, связанные с уверенностью в себе, оценкой, самооценкой и так далее.

Поэтому прежде чем лишать чего-либо, нужно дать ему весомую альтернативу. Где он станет чувствовать себя успешным. Но об этом нужно говорить, иными словами, навязать ребенку спорт в обмен субкультуре не получится - ему это просто не интересно. А, пообщавшись с ним, найдя для него сферу интересов, он, вероятно, расставит приоритеты и сделает выбор в ту сторону, которая совпадет с родительскими представлениями. 

1678100728.jpg

Это - со стороны родителей. А что нужно делать подросткам, чтобы развивать в себе необходимые для реализации качества без вступления в сообщества, которое может навредить им или окружающим?

Давайте будем реалистами: подросток так не рассуждает по поводу вреда и всего остального. А здесь универсальных вещей будет немного, но первое: это задать себе вопросы: что я от этого получаю и что я могу от этого потерять? Какие от этого могут быть последствия со знаком плюс, со знаком минус?

Как правило, он (подросток - ПУ) все равно идет за какими-то людьми. В том числе за успехом. И если ему там хорошо, его там понимают и там все получается, то все остальное - а именно, что о нем думают другие, его не будет волновать. 

Но если появляется альтернатива, и подросток начинает общаться в разных компаниях, находится в разных местах, то он уже выбирает себя, пробует и получает опыт. 

Источник фото на обложке: @chvk_ryodan
Узнали у психолога
Пройдите опрос
Каким вы видите свое будущее через 10 лет?
1/6








Назад
Далее
А чего больше всего опасаетесь?
2/6







Назад
Далее
Вы уже определились с выбором маршрута: кем стать, куда поступать?
3/6


Назад
Далее
А с кем при этом выборе советовались, к чьему мнению прислушивались?
4/6







Назад
Далее
Если бы у вас появилась возможность жить не работая - согласились бы?
5/6


Назад
Далее
А насколько вообще вы чувствуете себя готовым ко “взрослой жизни”? Оцените от 1 до 5
6/6





Назад
Далее


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
По вашему запросу ничего не найдено
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru