Когда школьников спросили, каким они видят учителя будущего, некоторые отвечали: «Голограммой», «Компьютером с большой электронной памятью», «Биороботом». Кто-то предположил, что учителей в будущем не останется: хочешь учиться - заходи на любые курсы в интернете и занимайся виртуально, тем более, что многие сейчас так и делают.
Но были и такие ответы: «Умный, понимающий, добрый». И такие: «Хочу, чтобы учитель будущего был похож на мою учительницу литературы».
Получается, что биороботы и голограммы - это, конечно, интересно и весело, но, если учитель у тебя хороший, то зачем что-то еще придумывать? Пусть любимая учительница продолжает работать еще лучше, главное, не мешать ей и создавать условия.
Вот этому и была посвящена конференция, где собрались представители Минпросвещения РФ и Комитета по образования правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области, директора школ, учителя и родители, а также гости из Китая, Монголии и Молдовы. Федеральный проект «Учитель будущего» только разрабатывается Институтом управления образования РАО, и чтобы приблизить теоретические разработки к жизни, директоров и учителей спросили, каким они видят педагогов будущего и что мешает им такими стать.
- В школу приходят дети, которые умнее учителя, они лучше разбираются в информационных технологиях, по иному осваивают иностранные языки, - говорит Константин Тхостов, директор лицея №369. - Ребенок перестает быть субъектом образования, он эсперт в том, в чем нам, педагогам, надо еще разбираться. Но если мы не дадим им ответы, они сами с легкостью найдут их в другом месте, у них огромное количество источников информации.
Также сегодня надо понимать, что родители нынешних детей получили классическое советское образование, и у них все прекрасно, только они не могут понять, что их дети совсем другие. Что касается стандартов, то не так просто их подогнать под живую образовательную систему, школа не может быть оторвана от общества.
Роман Шуплик, учитель географии из школы №291, победитель конкурса «Педагогический дебют-2018» в номинации «Молодые учителя», считает, что учитель будущего должен как можно больше времени быть рядом с ребенком, но не в качестве руководителя, а наставника, друга, давая ему больше свободы; он должен быть сверхкоммуникабельным и стараться понять каждого ученика, даже если его взгляды приводят в замешательство.
Что мешает учителю стать таким?
Во-первых, класс, который все выравнивает под одну гребенку. Во-вторых, страшная нехватка времени. «Когда у учителя появится больше времени остановиться, задуматься, кто он, что ему нужно, он будет меняться».
Со стороны родителей выступил Алексей Кузьмин, который воспитывает двух сыновей. Как отец, он хотел бы, чтобы система образования помогла его детям раскрыть свои способности, а также достойно сдать экзамены.
Замечание Алексея Кузьмина о том, что не все современные учебники понятны не только детям, но и родителям, которые уже не могут помочь им делать уроки, вызвали апплодисменты зала.
После пленарного заседания школы Красносельского района представили свои инновационные практики.
В школе №548 для младших школьников создают обучающие игры с технологией дополненной реальности, в школе №547 успешно изучают китайский язык, в гимназии №505 решают конфликты живой медиацией. Команда учителей школы №375 разработала сайт и программу для профессионального самоопределения старшеклассников, в которой есть различные рефлексивные техники и даже биржа труда. А гимназия №293 рассказала, как бабушкины елочные игрушки и семейные альбом могут заинтересовать школьников историей своего рода.