В Музее обороны и блокады Ленинграда хранится старая школьная доска, на которой мелом написаны номера школ: 26, 27, 33, 47, 50, 85, 90, 98, 105, 110, 114, 122, 132, 148, 155, 166, 205, 206, 207, 216, 221, 222, 236, 239, 249, 251, 252, 272, 280, 316, 317, 319, 321, 329, 331, 333, 338, 356, 367.
Они продолжали работать в очень трудные блокадные месяцы – в январе – апреле 1942 года, когда остальные школы были закрыты по распоряжению Ленгороно до 3 мая 1942 года.
- В известный блокадный список наша школа не входит, долгое время считалось, что в годы войны она не работала, - рассказывает учитель начальных классов Наталья Тимир-Булатова. - Говорили, что у нас находился госпиталь, потом подразделение МПВО, а из окна кабинета литературы на улицу Восстания смотрела пушка. Но, когда изучать историю нашего образовательного учреждения начали всерьез, то выяснилось: школа работала с ноября по декабрь 1941 года, потом, «когда чернила замерзли», ее закрыли. Занятия возобновились в мае 1942 года. В 1943/44 учебном году было введено раздельное обучение, мальчики и девочки разошлись по разным школам и так учились до конца войны. В 1944 году в здании действительно находилось подразделение МПВО.
Изучать блокадную историю своей школы было интересно, и в конце прошлого учебного года ученики Натальи Сергеевны, прощались с начальной школой, решили узнать, как работали в блокаду и как работают сейчас самые героические блокадные школы. 39 школ распределили из списка на всех.
Задачей было - определить, существует ли сегодня школа под таким номером, находится ли она на том же месте, что и во время войны, знают ли блокадную историю школы ее собственные ученики.
Школы меняли номера и переезжали
Поиск оказался очень интересным, почти детективным, так что втянулись не только дети, но и родители. Даже сейчас, год спустя, Лера Семенова вспоминает, как они с мамой заблудились между двух зданий, и не сразу смогли понять, какое здание школьное.
Часто юные исследователи не знали, что они обнаружат по данному адресу. Настя Кузьмина и Таня Зверева были рады: их школы продолжают работать в том же здании, знают свою историю, в одной из них есть музей.
Егор Ермолаев выяснил, что доставшаяся ему школа находится там же, на набережной Крюкова канала, но после войны она несколько раз меняла номер.
Сестры Вера и Надя Бойцевы выбрали себе три школы на Васильевском острове. Вместе с родителями они съездили по адресам, сделали фотографии зданий и так удачно оформили весь материал, что это стало образцом для всех текстов будущего сборника.
Саша Игнатишина
с папой нашли в интернете старую фотографию «своей» школы и сделали
новую фотографию здания с того же
ракурса.
Алеше Лиену было непросто, ведь его школа находилась совсем на другой улице, и установить это удалось при помощи старых карт города. В блокадном списке адрес этой школы - улица Смоленская, но в наше время эта улица расположена в Московском районе. А прежняя Смоленская стала проспектом Обуховской обороны. Здание не сохранилось, а школа (кстати, в ней когда-то училась Ольга Берггольц) переехала на улицу Елизарова.
Вот так у каждого получалась своя история, иногда путь заводил в тупик, потому что ни школы уже не было (расформировали), ни здания (разбомбили, снесли).
Так Полина Замыслова нашла по адресу школы жилой дом, и установила, что номер блокадной школы носит сейчас совершенно другая гимназия.
Были и трудности. Непонятна судьба школы № 316, которой занимался Миша Пономарёв. В источниках указывается, что в 1941 году школа эвакуировалась в Мурманск, а в её здании разместился госпиталь. Сведений о ее работе в блокаду найти не удалось.
Егор Перов установил, что по адресу школы № 317 находится жилой дом дореволюционной постройки, но о том, что в нем когда-то была школа, информации в источниках нет.
Может быть, кто-нибудь из читателей «ПУ» поможет мальчикам?
Занимаясь проектом, дети узнали много нового о своем городе. Например, то, что любимая книга их бабушек «Семнадцатилетние» Германа Матвеева была написана об ученицах женской в те годы школы № 47 на Плуталовской улице. А на знаменитой фотографии девочек, награжденных в ноябре 1943 года медалями «За оборону Ленинграда», тоже ученицы этой школы, четвероклассницы, их сверстницы.
Или о том, что дети из школы № 122 (после войны она сменила и номер, и адрес) не только учились, но и выращивали на опытной станции рассаду помидоров, капусты и брюквы для блокадного города.
Благодаря усилиям ребят и стараниям классного руководителя Натальи Сергеевны удалось составить сборник материалов «По адресам блокадных школ».
По каждой школе подготовлен текст с иллюстрациями, кратко рассказывающий о здании, военной и послевоенной истории учебного заведения. Разными цветами обозначили: школы, которые сохранили и номер и место расположения; школы, сменившие адрес; школы, поменявшие номер, но работающие в том же здании и, наконец, школы, которых уже нет, но осталось здание (в нем находится другое учреждений) и те школы, от которых не осталось даже камня.
Кроме того, ребята нанесли номера школ на современную карту Санкт-Петербурга. Глядя на эту карту, поражаешься: ведь некоторые школы работали совсем близко от переднего края обороны!
Четвероклассники, а теперь уже пятиклассники (проект они вели весной и летом прошлого года) готовы продолжать свои исследования, ведь у них оказалось вопросов больше, чем ответов.
Хорошо бы всем старым ленинградским школам вглядеться в свою блокадную историю. Уточнить, когда и где работали, где были в эвакуации, как складывалась судьба учеников и учителей.
Эти исследования можно представить на городской научной конференции, тем более, что такие конференции у нас уже проводятся и будут проходить ежегодно.