Всю прошлую неделю петербургские учителя провели на международном образовательном форуме. В пятницу на пленарном заседании подвели его итоги.
Более двухсот конференций, мастер-классов, круглых столов, семинаров были посвящены самым разным темам: ФГОСам, руководству образовательными учреждениями, общению с родителями, мотивации педагогов, патриотическому воспитанию, инклюзии, молодым педагогам. Всю неделю петербургские школы, колледжи и детские сады встречали гостей (кстати, в этом году к нам приехали представители 85 стран) и демонстрировали, что хорошего они умеют. Очень много было дискуссий о том образовании, к которому мы стремимся, говорили об учителях будущего, обсуждали школы, в которых хочется работать.
На завершающем пленарном заседании, которое красиво называлось «Современное образование: код эпохи», участники высказались по самым важным темам.
«Эйнштейн ЕГЭ бы не прошел»
Замечательно, что в городе так много программ, курсов, систем подготовки, которые помогают находить одаренных детей. Год назад в Академии талантов открылся региональный центр выявления и поддержки одаренных детей. С каждым годом на олимпиадах самого разного уровня - от городских до международных - побеждают и становятся призерами ученики петербургских школ.
1 сентября 2019 года планируется открыть инжинерно-технологическую школу № 777 и детский театр балета на базе Академии танца Бориса Эйфмана. Юные таланты могут выбирать, чем заниматься - техникой или танцами.
Но, предупреждает нас член-корреспондент РАО, доктор биологических наук, профессор Татьяна Черниговская, наша задача - не пропустить талантливых детей. Они - особенные, и совершенно не поддаются среднестатистическому оцениванию, которое предлагает сегодня ЕГЭ.
«Наша цивилизация создавалась не по правилам, и Эйнштейн ЕГЭ бы не прошел».
Тотальная несвобода учителя
В 2015 году учитель истории из Санкт-Петербурга Олег Катренко попал в финал «Учителя года» и получил малого хрустального пеликана. Через два года его коллега, учитель истории Илья Демаков стал абсолютным победителем этого конкурса. В прошлом году на Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют - 2018» в номинации «Молодые учителя» победили учитель обществознания из Кировского района Кирилл Антонов и географ Роман Шуплик из Красносельского района.
Учителя у нас действительно лучшие, и для того, чтобы развивать их потенциал сейчас разрабатывается проект «Учитель будущего», его активно обсуждали на форуме.
Но пока будущее не наступило, учителям обещают с 1 сентября 2019 года снизить бумажную нагрузку на 10 %. Трудно представить, как это будет выглядеть на деле, как подсчитают, сколько это - 10 % и от чего можно будет отказаться. Разрешат не сдавать отчеты? Избавят от ведения классных журналов?
Но все равно это хорошая новость. Как сказал на одной из встреч форума Роман Шуплик, учителя страдают от тотальной несвободы, то есть, по определению Сухомлинского, от недостатка времени, а ведь для развития это просто необходимо.
Психологи - каждой школе
На форуме рассказали, что через пять лет в каждой петербургской школе будет бесплатная и качественная психологическая служба.
И это очень хорошая новость. Атмосфера в школе равно важна для учителей, детей и их родителей и, к сожалению, далека от совершенства.
Периодически конфликты выплескиваются за стены школ, и вся страна узнает о том, что где-то учитель заклеивает ребенку скотчем рот, а где-то, наоборот, ученики издеваются над пожилой учительнице физкультуры, и таких случаев - не счесть.
Конфликты решаются по-разному: где-то громким увольнением, где-то - заметанием неприятных инцидентов под ковер. Но, как отмечали на форуме, школе нужна служба медиации, нужны психологи, потому что по статистике директора больше всего времени тратят на беседы с родителями, и это неправильно.
Татьяна Черниговская:"Наша задача - не пропустить талантливых детей".