Министр просвещения Ольга Васильева поделилась печальной статистикой: половина выпускников бюджетных мест педагогических вузов не приходят на работу в школы после учёбы.
Цифры серьёзные: каждый год на бюджет поступает 73 тысячи молодых педагогов. Заканчивает учёбу такое же количество. А вот работать в школы приходят лишь 30-34 тысячи. Как следствие — сейчас в России только 5,5% учителей возрастом до 29 лет. И через 10 лет это количество вряд ли изменится в лучшую сторону, уверена Васильева. Она также сообщила, что сегодня в стране не хватает 10% педагогов.
С чем это связано — догадаться нетрудно. Низкие зарплаты, много бюрократической работы, высокие нагрузки — понятно, почему выпускники педвузов выбирают другую дорогу, если есть возможность. А если нет — так уж и быть, идут в школу. И среди последних действительно талантливых и мотивированных педагогов, к сожалению, немного. Вот, например, недавно в редакцию пришло письмо от девятиклассницы из Петербурге. В нём школьница жалуется на то, что у молодых учителей знания «на уровне школьной программы», а подход к ученикам сводится к «перекричать всех, чтобы почувствовали мой авторитет».
Одно из решений проблемы нехватки педагогов — привлекать учителей к работе ещё на стадии учёбы. Сейчас работать в школе могут только преподаватели с высшим или средним профессиональным образованием. Однако планируются поправки в законе «Об образовании», благодаря которым смогут работать по профессии и студенты педвузов. Они будут востребованы в системе дополнительного образования — например, в кружках, где школьники занимаются технологическим творчеством.