Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Школьные новости
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

русский языкхоббишколаисторияфестивальДевятиклассникамкарьераличный опытСпецпроектыЧто почитатьлитературакарантинТеатробразованиеЕГЭ-2024интервьюподросткистудентамМинистерство образованияВостребованныечто посмотреть75 лет ПобедыПоступление 2024путешествияНовоститрендыЕГЭ 2018ЕГЭ-2022профессииУчительМГУкуда поступатькиносуббота с ПУподготовка к ЕГЭфильмы и сериалымузыкаНа практику — в ПУ!новости кинонеделиэкзаменысаморазвитиеисследованиеКнижная полка ПУКонцертподготовка к экзаменамНовый годРособрнадзорлайфхакиКак сдать ЕГЭкинорецензиякультураолимпиадыСПбГУжурналистикаработалайфхакипоступлениеотношенияКомпьютерные игрыинтересные фактыВУЗОГЭитоговое сочинениеподготовка к ОГЭжурфакВаши историиКуда сходитьолимпиадаувлечениярейтинг вузовразвлеченияродителирейтингКаталог вузовКаталог профессийСочинениесоветы психологаКем бытьЛучшее на СтенеЕГЭ 2024вопрос-ответна практику — в ПУ!Корейская волнапрофориентацияприемная кампания 2024книгисоветыкаталог сочиненийПсихологияспортвузыискусствоволонтерствоопрос
ТОП авторов
Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 31

Елизавета Уварова

Опубликовано статей: 8

Екатерина Волгина

Опубликовано статей: 15

Дарья Хрипунова

Опубликовано статей: 8

Илья Воробьев

Опубликовано статей: 8

София Харламова

Опубликовано статей: 5

Пять углов
«Я боялся студентов больше, чем они меня», — преподаватель вуза рассказывает о сессии, странных учениках и жизни в университете

«Я боялся студентов больше, чем они меня», — преподаватель вуза рассказывает о сессии, странных учениках и жизни в университете

Просмотры
1791
Ребята боятся нарушить тишину на его лекции, их хватает дрожь, когда они случайно встречают его в коридоре, они ночами зубрят теорию, чтобы суметь сдать у него экзамен... Но что, если самый строгий профессор в университете, на самом деле, боится студентов больше, чем они его? О жизни преподавателя, сессии и фобии студентов рассказывает кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ПетрГУ, заведующий кафедрой «Русский язык как иностранный» Андрей Александрович К.

Я ненавидел предмет, которым сейчас занимаюсь

Помню учебник по русскому языку, который у нас был. Я сидел на третьем этаже университета, выдирал из него листочки и пускал самолётики, радостно улыбаясь. Мне тогда и в страшном сне не могло присниться, что я свяжу с русским языком свою жизнь и буду его преподавать. Я всегда был с комплексами, смущался людей. Честно говоря, я долго боялся студентов больше, чем они меня. 

Но с возрастом моя фобия прошла. Побороть этот страх было необходимо, иначе мне бы пришлось как-то самоутверждаться за счёт учеников — пытаться агрессивно себя вести, например. Речевая агрессия — часто используемое средство для преодоления страха и неуверенности. Но рано или поздно студенты бы заметили мою слабость. Поэтому мне пришлось решить эту проблему. 

«Я преподаватель, а вы здесь для того, чтобы слушать меня»

Неправильно давить ребят статусом «вы — по ту сторону, я — по эту». Это просто бесполезно. Главное — общаться, увлекать, тогда к преподавателю и относятся по-другому. Уважать должны не за статус «по ту сторону баррикады», ведь баррикады здесь нет.

Учитель — не самая плохая работа, в ней есть своя специфика. Другое дело, что условия в России весьма своеобразные... Но есть другая сторона медали — постоянное общение с молодыми ребятами. В их глазах блеск, огонь, эмоции. Это воодушевляет.

Раздолбаи VS отличиники

Профессиональная фишка любого преподавателя — ты запоминаешь студентов в лицо. Даже спустя годы ты можешь не знать имени и фамилии, но лицо помнишь, потому что за каждым учеником есть история. Временами начинались истории «о любви», очень любопытные, непонятные мне, временами — откровенный и бессовестный «борзёж» на экзамене, когда человек врёт, не краснея, и делает это так убедительно, что я сам начинаю сомневаться в том, что спрашиваю.

Есть студенты, которые запоминаются, потому что они были хорошие, и после выпуска ты видишь, как они выросли, окрепли и превратились в ярких личностей. А есть раздолбаи, которые запоминаются тем, что они раздолбаи. «Середнячки» же не запоминаются никогда. Ведь если был какой-то необычный человек, яркий, харизматичный, то ты его из памяти не выкинешь. Без разницы — был он раздолбай или отличник. А серости не запоминает никто и никогда. Причём серость не означает, что человек плохо учится. Он просто никакой. Как в массовках в кино — приходит и уходит, что-то делает, что-то говорит. 

Но иногда бывает, что тебе кажется, что студенты никакие, а они наоборот — очень тонко чувствующие, чем-то увлекающиеся. К примеру, была у меня такая девочка: для меня она была никакая, а потом оказалось, что она увлекается фотографией, ходит в походы, занимается тхэквондо. А я не знал. Не афишировала, вела себя очень спокойно.

Это страшное слово — «сессия»

Помимо весёлых и увлекательных моментов у преподавателя тоже наступает сессия. Это безумный стресс, на самом деле. Все студенты думают, что учителя испытывают какое-то удовольствие, когда принимают экзамен. Да, наверное, есть и такие. Но если человек разумный и в этой профессии работает не первый год, то для него сессия — это неприятная ситуация.

Что испытывает преподаватель после принятия экзамена? Он хочет кушать, в туалет, у него что-нибудь болит, он наслушался всякой чепухи и испытывает полное опустошение. Азарт чувствуют лишь молодые преподаватели, им интересно послушать, поговорить, показать себя. Но это довольно быстро проходит. И всё, что у тебя остаётся после экзамена — усталость и пустота. А студенты с экзамена выходят счастливыми. И в этом большая разница. 

Позднее ты помнишь все случаи, когда был не прав. Если ты рефлексируешь, а хороший преподаватель, как мне кажется, должен это делать, то ты помнишь все те оценки, которые поставлены неправильно. Такое бывает у любого учителя — по случайности, невнимательности и другим причинам. Я уверен: самое важное в профессии — понимать свою ответственность и свою роль. Если человек этого не осознаёт, то ему нечего делать в образовании. 

Ребята боятся нарушить тишину на его лекции, их хватает дрожь, когда они случайно встречают его в коридоре, они ночами зубрят теорию, чтобы суметь сда...


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru