Я ненавидел предмет, которым сейчас занимаюсь
«Я преподаватель, а вы здесь для того, чтобы слушать меня»
Учитель — не самая плохая работа, в ней есть своя специфика. Другое дело, что условия в России весьма своеобразные... Но есть другая сторона медали — постоянное общение с молодыми ребятами. В их глазах блеск, огонь, эмоции. Это воодушевляет.
Раздолбаи VS отличиники
Профессиональная фишка любого преподавателя — ты запоминаешь студентов в лицо. Даже спустя годы ты можешь не знать имени и фамилии, но лицо помнишь, потому что за каждым учеником есть история. Временами начинались истории «о любви», очень любопытные, непонятные мне, временами — откровенный и бессовестный «борзёж» на экзамене, когда человек врёт, не краснея, и делает это так убедительно, что я сам начинаю сомневаться в том, что спрашиваю.
Есть студенты, которые запоминаются, потому что они были хорошие, и после выпуска ты видишь, как они выросли, окрепли и превратились в ярких личностей. А есть раздолбаи, которые запоминаются тем, что они раздолбаи. «Середнячки» же не запоминаются никогда. Ведь если был какой-то необычный человек, яркий, харизматичный, то ты его из памяти не выкинешь. Без разницы — был он раздолбай или отличник. А серости не запоминает никто и никогда. Причём серость не означает, что человек плохо учится. Он просто никакой. Как в массовках в кино — приходит и уходит, что-то делает, что-то говорит.
Но иногда бывает, что тебе кажется, что студенты никакие, а они наоборот — очень тонко чувствующие, чем-то увлекающиеся. К примеру, была у меня такая девочка: для меня она была никакая, а потом оказалось, что она увлекается фотографией, ходит в походы, занимается тхэквондо. А я не знал. Не афишировала, вела себя очень спокойно.
Это страшное слово — «сессия»
Помимо весёлых и увлекательных моментов у преподавателя тоже наступает сессия. Это безумный стресс, на самом деле. Все студенты думают, что учителя испытывают какое-то удовольствие, когда принимают экзамен. Да, наверное, есть и такие. Но если человек разумный и в этой профессии работает не первый год, то для него сессия — это неприятная ситуация.
Что испытывает преподаватель после принятия экзамена? Он хочет кушать, в туалет, у него что-нибудь болит, он наслушался всякой чепухи и испытывает полное опустошение. Азарт чувствуют лишь молодые преподаватели, им интересно послушать, поговорить, показать себя. Но это довольно быстро проходит. И всё, что у тебя остаётся после экзамена — усталость и пустота. А студенты с экзамена выходят счастливыми. И в этом большая разница.
Позднее ты помнишь все случаи, когда был не прав. Если ты рефлексируешь, а хороший преподаватель, как мне кажется, должен это делать, то ты помнишь все те оценки, которые поставлены неправильно. Такое бывает у любого учителя — по случайности, невнимательности и другим причинам. Я уверен: самое важное в профессии — понимать свою ответственность и свою роль. Если человек этого не осознаёт, то ему нечего делать в образовании.