Мы привыкли, что западные фильмы о России напичканы штампами: балалайка, медведь и шапка-ушанка перебираются из фильма в фильм, клюква со времен Дюма-отца остаётся всё такой же развесистой, а фраза «Какие ваши доказательства?» из «Русской жары» стала любимой благодаря чудовищному акценту «русского» бандита.
Вот почему, когда на Западе снимают что-то оригинальное (без белых медведей, полковника Кэ-Джи-Би и водки в гранёном стакане) о нашей стране, это вызывает интерес.
Трагедия на Чернобыльской АЭС давно вошла в мировую культуру. Образ катастрофы довольно быстро был романтизирован, а зона отчуждения манит туристов, вдохновляет режиссеров, писателей, создателей компьютерных игр. В отечественном кино даже спустя 33 года эта тема считается больной, только затянувшуюся коросту предпочитают не бередить. Снят мистический сериал «Чернобыль. Зона отчуждения», документальные же фильмы и репортажи «с места событий» неисчислимы.
И всё-таки кинокомпании HBО удалось снять мини-сериал «Чернобыль» так, что громыхнуло, и этот отзвук заглушил даже финальный сезон главного сериала современности — «Игры престолов».
Можно было ожидать и худшего – «мировых заговоров», «зомби-апокалипсиса коммунистов», «тайных экспериментов». Опасения подкреплялись слоганом «Узнай цену лжи». Оправдались ли они?

По заявлениям создателей данные для сценария черпались из секретных документов, воспоминаний очевидцев и ликвидаторов аварии. Авторы сценария провели масштабное исследование и сделали концентрат из самых интересных теорий и точек зрения на чернобыльскую трагедию.
Детально проработана атмосфера советских 80-х— с их интерьерами, одеждой, автомобилями, музыкой и прочей атрибутикой эпохи. Да и сама АЭС кажется пугающе настоящей, поскольку снималась на станции-сестре в Литве.
Показательно, что создатели намеренно отказались от внедрения русского акцента в речь актеров, во избежание ненужной комичности.

С первой серии начинает казаться, что перед нами не «документалка», а самый настоящий фильм ужасов. Мастерски нагнетается ощущение беспомощности и страха перед катастрофой и ее последствиями. Треск дозиметра звучит красноречивее любого эпического саундтрека, а впечатление усугубляется тем, что показанное на экране происходило в реальности.

Трагедия ЧАЭС в том, что бездушная правительственная машина до последнего пыталась скрыть катастрофу и отрицала опасность происходящего. Сокрытие позора СССР ставилось выше десятков тысяч мирных жителей. Основная же дилемма, вставшая перед одним из немногих положительных героев – Легасовым — в том, что он дорожит жизнью людей и, тем не менее, осознанно посылает их на смерть, поскольку иного выхода не существует. Создатели сериала признавались, что для них в этом и заключается главная загадка русской души.
Назвать сериал «клюквой» язык не поворачивается, ведь перед зрителем предстает практически поминутная реконструкция событий. Смотреть сериал жутко, неуютно, но необходимо. Это наша история без прикрас и урок для всей планеты, который был учтен.