Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

НовыеинтервьюСочинениевсё о поступлении 2019каталог сочиненийфестивальАкадемическая гимназия 56советыКуда сходитьШкола 2 БерезовкаЕГЭ на высокие баллы: личный опыткинорейтинг вузоввыпускнойИТМОВКонтактестудия журналистики Калининского р-наЛето в городах РоссииканикулыаккредитациякнигиИгра престоловувлеченияЛицей 11 ЧелябинскСПбГУвузыНа практику — в ПУ!олимпиадалицензияОльга Васильеваитоговое сочинениеВУЗКонкурслайфхакобразованиеолимпиадыОГЭсоветы психологаТворческиеЕГЭ 2018Министерство образованиякуда пойти учитьсяШкола 151пабликаторподготовка к ОГЭ 2019историяВШЭВсероссийские открытые урокиэкзаменыуниверситетМГУКак сдать ЕГЭАлые парусакак прошли ЕГЭ-2018Лучшее на Стенехимияинформатикагимназия 19 ОрелшколаДевятиклассникамфизикаКонцертВыходныевыставкаДля гуманитариевработапрофориентацияКем быть?что посмотретьУчительпутешествиякуда сходить в выходныеисследованиеПабликатор Дарьи КуликовойИван ТрояновВостребованныеКаталог вузоврейтингМинистр образованияНовый годлитератураволонтерствоматематикаГимназия 30 Петрозаводскмедиацентр РакурсМного платятличный опытегэ 2017спектакльрецензияРособрнадзорКаталог профессийрусский языкпоступлениемузыкаопроскуда поступатькем бытьэкзамен
Географ, глобус, конкурс: молодой учитель из Петербурга — о том, где учат педагогической «чуйке» и что делать, если у вас с учениками разные взгляды

Географ, глобус, конкурс: молодой учитель из Петербурга — о том, где учат педагогической «чуйке» и что делать, если у вас с учениками разные взгляды

Просмотры
263

Четыре года назад Роман Шуплик пришёл в школу из… банка и стал географом. Ничего не напоминает? Да, конечно, у Романа часто спрашивают, смотрел ли он фильм «Географ глобус пропил».

«Смотрел, но мне повезло больше, чем главному герою — я пришёл в школу осознанно», — отвечает он. В школе за четыре учебных года не разочаровался, напротив, стал лауреатом городского конкурса «Педагогические надежды» и победил на конкурсе «Педагогический дебют-2018» в номинации «Молодые учителя».

Что волнует молодых учителей, как Инстаграм помогает готовиться к уроку и почему родители не всегда правы, рассказывает учитель географии школы № 291 Роман Шуплик.  

 

«Будешь расти и за два года вернёшь свою зарплату»

Школу я любил с детства, постоянно пропадал там до вечера, помогал учителям проверять тетради, занимался общественной работой. После школы поступил в СПбГУ на факультет географии и окончил его магистром региональной политики.

Ещё в вузе начал подрабатывать в банке, потом перешёл в другой.  А потом случился кризис в банковской сфере. Я оказался на бирже труда и вместо того, чтобы лихорадочно искать новую работу, задумался — а чем бы я ещё хотел заниматься?

И вдруг друзья предложили пойти работать в школу. Я подумал: «А почему бы и нет?» Позвонил в районный отдел образования, меня выслушали и... сказали, что да, я вполне могу работать учителем. И вскоре я нашёл место в школе № 291.

Переход из банка в школу я, конечно, ощутил — по разнице в зарплате. Мне сказали: «Будешь расти и года за два вернёшь свою зарплату». Что такое два года в школе? Мгновение. Так что я не сильно пострадал, тем более что в отличие от героя фильма, мне не надо было содержать семью.


Где учат педагогической «чуйке»?

Через два месяца после начала работы ко мне на уроки начали ходить завучи. Одна из них, Юлия Васильевна Барландян, завуч по методической работе, сказала: «Педагогические огрехи есть, но мы их поправим на курсах переподготовки. Главное, у вас есть чуйка, то есть вы интуитивно делаете всё правильно».

У меня много друзей-педагогов, которые совершили такой же путь, как я — у них нет педобразования, но они успешно работают в школе. И это правильно: мы требуем от ребёнка после девятого класса выбрать свой жизненный путь на долгие годы. Но это же смешно! Надо давать настолько широкое образование, чтобы пойти в любую отрасль и там стартовать в любой момент жизни.

 

Разрешать ученикам задавать вопросы

Образование образованием, но важнее какие-то врождённые качества. Например, умеешь ты общаться с людьми или нет. Дети ведь чувствительные, они быстро распознают лицемерие. Когда я шёл в школу, то думал, что смогу хитрить: ведь я старше, опытнее. Но нет, оказалось, что не работает ни разу.

Некоторых педагогов это пугает, некоторые с этим начинают бороться. Я думаю, что надо просто быть открытым, вести себя с ними, как с равными, разрешать задавать любые вопросы. Говорят, маленький, не поймёт. Но если он дошёл до пятого класса, почему бы ему не понять твою позицию?

У меня был такой случай: с ученицей у нас оказались диаметрально противоположные взгляды. Умная девочка, отличница. Я решил, что не буду с ней спорить, но начал включать в уроки темы с разными взглядами на эти спорные темы.

Никаких конфликтов у нас с этой ученицей не было, более того, в старших классах уже она помогала мне вести уроки. У нас возникали такие дискуссии между ребятами, даже ничего не надо было организовывать специально. А всё началось с простого — показать ребёнку, что есть и другое мнение, другие взгляды, и только от нас зависит, будем мы конфликтовать или договариваться. 

 

Родитель всегда прав. Всегда ли?

Да, я ни разу не пожалел, что пришёл в школу, и дети меня не разочаровали. Но вот чего я не ожидал, так это таких разных родителей, точнее, их такого разного отношения к образовательному процессу.

С чём я согласен с нашим министром образования Ольгой Васильевой, так это с тем, что школа не даёт услуг, и родитель —  не покупатель, который всегда прав. Я не против рыночной экономики, но думаю, что отношение к школьному образованию как к рыночной услуге только мешает. И если сегодня родитель видит в школе врага, до него достучаться намного труднее, чем до школьного хулигана.

Хотя я выработал свой план работы с самыми «трудными» родителями. Первый вопрос: «В электронный дневник своего ребёнка заходите?» Если нет, открываем дневник, читаем, разбираемся. Обычно конфликт на этом исчерпывается.

 

Катастрофически не хватает времени

Да, на международном Петербургском форуме, где мы обсуждали новый профстандарт педагога, я говорил, что учителя катастрофически загружены. Нам всё время обещают, что вот появятся законы, которые сократят нам бумажную работу, но пока все эти законы где-то на стадии обсуждения. 

Бумаг много, но всё равно надо держать руку на пульсе, знать, что происходит в твоей области. Особенно важно это для географов, обществоведов, историков, постоянно что-то мелькает в новостях, да и дети задают вопросы.

Как успевать за этим следить? Один из лайфхаков — сделать себе ленту в Инстаграме или ВКонтакте и по дороге на работу читать новости, лекции, дебаты. Для тех, кто готов жить в ногу со временем, очень полезно.  

 

Человечная профессия

Учителей обожают критиковать. Да, бывают ошибки, промахи, все мы люди, но ведь и профессия у нас такая — человечная. И никакие разговоры о чисто рабочих отношениях не помогают, в эти отношения автоматом добавляются чувства. Я бы сказал, что это любовь, потому что чувства должны быть теплыми.

Я даже скажу больше: за пределами школы я могу быть равнодушен к детям. Но как только переступил её порог, я люблю всех своих учеников. И это, поверьте, совсем нетрудно. 

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать