Как бы мы не боялись ЕГЭ, не переживали из-за переноса дат, с этим этапом жизни в принципе все понятно, ничего нового, кроме разве что измерения температуры перед экзаменом.
Сейчас даже советы все дают универсальные и одинаковые: не волноваться, быть внимательным, следить за временем, сосредоточиться на заданиях и тд. Кажется, что здесь ничего не меняется, но это так. Даже если пока мы не обращаем на это внимание. И виноват не только коронавирус. Он только показал недостатки и, возможно, подтолкнул изменения.
Уже через несколько лет станет заметно, что многие выпускники теперь выбирают не престиж вуза, а прикладные и перспективные профессии, которые будут востребованы. Все больше людей стали выбирать более надежные старты и руководствуются народной мудростью: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Эта тенденция медленно, но верно развивается уже многие годы, и пандемия ее только ускорила.
Вернемся к фактам. Как мы уже
говорили ранее, многие школьники больше не стремятся получить высшее образование. По статистике больше половины выпускников этого года не собираются поступать в вузы. Увеличилось количество тех, кто планирует после 11 класса поступить в колледжи и специальные училища. Почему же так происходит? Может из-за коронавируса абитуриенты пересмотрели свои взгляды на поступление? Или молодому поколению больше не нужен «диплом ради диплома»?
Несмотря на то, что государство увеличивает число бюджетных мест в технических и региональных вузах, число желающих стать студентом вуза сокращается. Почему многие поступают в колледжи и техникумы?
Мы попросили Директора института развития образования НИУ ВШЭ Ирину Всеволодовну Абанкину прокомментировать эту ситуацию:
— Сейчас во многих вузах стараются сделать соотношение бюджетных мест к платным 60% и 40%. Новые бюджетные места в основном выделяются в региональные вузы и на приоритетные специальности. Но тот факт, что абитуриенты вместо вузов выбирают техникумы или колледжи не говорит о том, что подростки не хотят учиться, или что престиж российских университетов падает. Наоборот, это показывает, что уровень образования и престижности СПО (среднего профессионального образования, прим. ред.) растет. Сейчас многие техникумы очень хорошо развиваются и могут конкурировать с вузами. Это мотивирует абитуриентов выбирать те направления, после которых они скорее смогут выйти на рынок труда и получить опыт. К тому же, после получения СПО многие выпускники имеют преимущества при поступлении в вуз. Тогда у них уже есть представление о выбранной специальности, опыт работы, и при желании они могут обучаться и дальше, чтобы улучшить свои знания.
Что касается вузов, их беда в том, что сейчас многие траектории образования не позволяют студентам и учиться, и работать. Это показывает некоторую оторванность наших вузов от рабочего процесса. Иногда студентам приходится слишком долго учиться: бакалавриат, магистратура, аспирантура — пока закончишь образование, многие навыки и компетенции уже устаревают, потому что сейчас изменения в ряде сфер происходит очень быстро.
Развитие альтернативных траекторий образования показывает школьникам, что вуз — это больше не единственный путь. И это происходит не из-за обесценивания высшего образования, а из-за появления других не менее качественных возможностей. Которые, к тому же, помогают получить не только знания, но и ценный трудовой опыт.
Мы провели экспресс-опрос, чтобы узнать, что говорят на эту тему сами школьники:
— Ученики школ просто не хотят усложнять себе жизнь. Люди поступают в специальные училища и техникумы, потому что думают, что так они быстрее получат специальность и смогут зарабатывать себе на жизнь и получать опыт. (Виолетта Герасименко)
— Многие ребята, которые идут в 10 класс, до конца не понимают, зачем им это. Они наедятся, что за эти два года смогут определиться, что хотят делать дальше.
В этом же году во многих семьях возникла проблема с работой и, соответственно, с деньгами. Те, кто думал в крайнем случае идти учиться на платное, потеряли эту возможность. (Александра Швецова)
— Сейчас многие подростки уже в раннем возрасте начинают зарабатывать в интернете, например, становятся блогерами: инста, тикток — на этом можно заработать довольно много! Не всех привлекает работа «на дядю», который мало платит, да и вообще работа не самая лучшая. Дистанционное обучение дало возможность многим открыть для себя что-то более интересное и новое, нежели постоянная учеба и зубрежка неинтересных уроков.
Кроме этого, в этом году не каждый родитель может позволить обучение ребенка за 250 000 рублей. И как поступать? Денег нет. ЕГЭ — лотерея. Остаётся только надеяться на успешную сдачу экзаменов, но при этом иметь в запасе пару мыслей о том, куда ты пойдешь устраиваться сразу после школы, и кто тебя возьмет. (Анастасия Ермакова)
— Сейчас в обществе очень распространена мысль: «Ты можешь достичь успеха без высшего образования» Все это подкрепляется историями популярных блогеров, которые бросили универ на 2-3 курсе и сейчас зарабатывают миллионы. Думаю, здесь нет обесценивания образования. Подростки по-настоящему начинают видеть другие пути.
Также все же подростки сейчас более осознанные. Может, в вузы и идут меньше людей, но тот кто идёт, готовы всех разрывать. Такие дети, правда, очень решительно настроены. И высокобалльников все больше с каждым годом, я думаю. (Анжела Аксенова)
— На мой взгляд, выпускники просто ищут легких путей, потому что поступление в вуз — это игра на нервах, с которой справиться не каждый сможет. (Татьяна Старостенкова)
— Одиннадцатиклассники понимают, что в современном мире найти хорошо оплачиваемую работу можно и без высшего образования. Пусть и не всем быть блогерами, вариантов полно! Сейчас образование стоит на ступень ниже опыта и умений. Поэтому некоторые предпочитают пройти курсы/самостоятельно найти нужную информацию в интернете, а после искать уже работу. Это экономия и времени, и нервных клеток.
Ну и кто-то отказывается от поступления в вуз в пользу более быстрого и простого обучения. (Алина Лешкова)
— Мне кажется,
выпускники боятся ЕГЭ, не хотят тратить на это свое время и нервы. Мы же знаем, что ЕГЭ отчасти лотерея. Некоторым легче пойти получить среднее профессиональное образование, а потом поступить в вуз, чем
готовиться к ЕГЭ.
А еще бюджетных мест мало, конкуренция высокая, стоимость обучения большая. Многие не могут оплатить учебу, поэтому либо бюджетная основа в вузе, либо колледж, училище. (Наталия Рузова)
— Я считаю, что желающих поступать в вуз в этом году стало меньше, потому что на карантине очень сложно учиться, и многие не справились с нагрузкой, перестали заниматься и решили, что раз есть возможность поступать в колледж, то пойдут туда. Конкурс остаётся большим, потому что стране нужны хорошие замотивированные специалисты. Многие идут в университет, потому что так решили их родители. Это не принесёт никому никакой пользы. Поэтому конкурс — это проверка на прочность и желание абитуриента получить выбранную профессию. (Мария Киселева)
Ну что ж, подведем итоги. Да, очевидно, не смотря на увеличение бюджетных мест, в этом году в вузы пойдет меньше выпускников чем в прошлом или позапрошлом.
Возможно, в региональные вузы или на IT специальности поступить будет легче, чем раньше. Самой большой популярностью будут пользоваться аналитики больших данных.
Колледжи и техникумы набирают «очки» потому что быстрее подстраиваются под потребности выпускников.
И последний совет, в конце концов, чтобы вы не выбрали: журавля в небе или синицу в руке, чтобы стать успешным нужно усердие, настойчивость и трудолюбие.
Почему абитуриенты все чаще предпочитают колледжи и техникумы высшему образованию