Что же такое всероссийская проверочная работа? Это итоговые контрольные с едиными заданиями, которые проверяют знания школьников по предмету. В этом году в ВПР примут участие ученики 5-х – 9х классов. Самое удивительное, что большинство школьных учителей толком не знают, для чего нужны ВПР. Стать альтернативой контрольным они не могут, оценить реальный уровень знаний школьников с их помощью тоже сложно.
«ВПР пригоден исключительно как способ проверить, насколько хорошо дети вызубрили материал, и качественно ли учителя «натаскали» детей на решение тех или иных задач. Если же цель школы научить думать, креативить, исследовать и искать нестандартные решения, то эффективность таких проверок стремится к нулю. Зачем в принципе столько лишних проверок в школе, которые уничтожают саму возможность по-настоящему учить и развивать детей?», - рассказала на условиях анонимности учитель одной из столичных школ.
Но у федеральных властей другое мнение. Они считают, что именно ВПР позволяют оценить качество работы учителя и уровень реальных знаний детей. Всякие каверзные вопросы, на которые дети не могут знать ответов, объясняют проверкой на честность. И после тяжелого периода дистанционного образования сделать это почему-то нужно непременно в первых числах сентября. Чиновники искренне считают ВПР безобидным срезом знаний учащихся, который никак не навредит учебному процессу.
Учителя уверены, что новый учебный год категорически нельзя начинать с проверочных работ. Из-за них выпадает из учебного процесса 3-4 плановых урока. А ведь очные занятия в начале этого учебного года будут как никогда важны: детям нужно изучить пропущенные в апреле-мае темы, привыкнуть к школе после затяжных каникул. Педагоги недоумевают, как в экстремально короткие сроки успеть подготовить к проверочным работам порядком отвыкших от учебы детей. Не дожидаясь 1 сентября, учителя создали петицию за отмену Всероссийских проверочных работ.
«Можно ли ожидать от детей после двух месяцев дистанционного обучения нормального уровня подготовки? Нет! Вместо нормального образовательного процесса мы получим хаос в начале учебного года. Это мероприятие нанесет серьезный ущерб психологическому состоянию школьников и вынудит учителей потратить бесценное время на бессмысленное тестирование», - говорится в тексте петиции.
«Дети после летних каникул и так приходят, как чистый белый лист и много сил требуется, чтобы они вошли в рабочий режим, так давайте мы еще додавим их проверочными работами, а заодно и учителям покажем, как они плохо работают. Оставьте уже в покое детей и школы со своими безумными экспериментами!», - выразила свое мнение в комментариях к тексту петиции учитель Ирина Кузьмина.
«Время с 1 по 20 сентября – это период острой адаптации к школе. Никакие исследования никогда не проводятся, контрольные не рекомендуется проводить. Если проведение ВПР можно как-то остановить, то это обязательно нужно сделать», - отметила Безруких.
В реалиях несгибаемой централизации власти ни дети, ни учителя, ни администрация школ не могут отказаться от исполнения прихотей чиновников. А ВПР – это именно прихоть ведомства для показательной отчетности. Желания федеральных властей бульдозером проезжаются по реальным потребностям детей и взрослых. Между тем действующее законодательство дает образовательным организациям большую свободу. Школы могут самостоятельно определять содержание обучения, выбирать необходимые пособия, распределять финансовые ресурсы, разрабатывать способы оценки результатов школьников. Вместо этого происходит усиление контроля и максимальная централизация управления через ФГОС, ЕГЭ, ВПР и другие федеральные оценочные механизмы.
Вокруг высоких результатов ЕГЭ в этом году и вовсе нездоровая шумиха. И все ради одной цели – доказать целесообразность проведения итоговой аттестации в штатном режиме. Так что нет никаких гарантий, что результаты ВПР также будут искусственно завышены. Такая имитация контроля еще хуже, чем ужесточение бессмысленного надзора.
Артем Соловейчик