Пять углов



Кем быть
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
НОВОСТИ КИНОНЕДЕЛИ
КНИЖНАЯ ПОЛКА ПУ
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Наши авторы
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

КонцертНа практику — в ПУ!ИТМОэкзаменыработасоветылайфхакиВостребованныеразвлеченияВШЭувлечениямузыкаспортвузыНовыеобразованиеРособрнадзорВУЗисторияОГЭстудентамподросткивыставкаСочинениеСПбГУитоговое сочинениепрофориентацияличный опыткак прошли ЕГЭ-2018подготовка к ЕГЭкаталог сочиненийВыходныелицензияКаталог профессийрейтинг75 лет Победыфестивальвыпускнойрейтинг вузовжурфакТеатрЧто почитатьУчителькарантинКем бытьисследованиерецензияПсихологияКаталог вузовкнигиканикулыВаши историиподготовка к ОГЭсоветы психологарусский языкискусствокуда поступатьолимпиадыволонтерствопоступлениепутешествиялайфхакихоббиЕГЭ 2018Куда сходитьлитератураопросшколакиноЕГЭ-2022Всероссийские открытые урокиМинистерство образованияДевятиклассникамКак сдать ЕГЭолимпиадаотношениятвоя историяМГУчто посмотретьжурналистикановости кинонеделиЛучшее на Стенеприемная кампанияуниверситетаккредитацияинтервьюпрофессииНовый год
ТОП авторов
Дарья Жданова

Опубликовано статей: 30

Анастасия Степанова

Опубликовано статей: 12

Нора Ольшанская

Опубликовано статей: 6

Евгения Печерских

Опубликовано статей: 4

Ольга Куняшева

Опубликовано статей: 4

Мария Александровская

Опубликовано статей: 3

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 17

Вероника Васильцова

Опубликовано статей: 11

После изменения текста вам необходимо отправить его на проверку редактору
Пять углов
Школа будущего. Какая она? Мнение эксперта

Школа будущего. Какая она? Мнение эксперта

Просмотры
1457

Почти полгода назад многие на своем опыте узнали, что такое дистанционка и цифровое образование. К сожалению, это знакомство не для всех было приятным. Постоянно появлялись новости о том, что учителя не справляются, платформы виснут, нет техники или нормального интернета. Проблем было много. Зачем же мы снова об этом говорим? Дистанционка подтолкнула нашу школу к развитию, указала на недостатки системы. Поэтому вместо того, чтобы сидеть и бояться прихода второй волны пандемии, специалисты ускорили разработку новых программ и платформ.

О цифровом образовании, дистанционке, новых учебных программах и изменениях в нашей школе расскажет Виктория Базжина, куратор программы «Город, который учится. Цифровое образование» Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга.

Разговоры о цифровизации школ ведутся уже очень давно, создаются программы, выделяются деньги. Почему же тогда на дистанционном обучении во время пандемии было так много технических проблем?


— Цифровизация — тренд, который постепенно проникал в учебные процессы образовательных организаций разного уровня. Раньше всех отреагировали вузы, — уже несколько лет они используют образовательные платформы. Далее — частный образовательный сектор.
До пандемии новые технологии в школах внедрялись как вспомогательный элемент учебного процесса. Но весной этого года ситуация изменилась, все школы были вынуждены в очень короткие сроки перейти на дистанционное обучение. Сразу же обозначился широкий спектр проблем: от нехватки технической обеспеченности учеников на дому до проблем с доступом к электронному дневнику и многое другое. Это и стало основной мотивацией для создания программы «Город, который учится. Цифровое образование» — эффективного инструмента помощи педагогам и ученикам в адаптации к дистанционному обучению. Важно, что эта программа не просто экстренная помощь на время пандемии, она направлена на развитие образования в Санкт-Петербурге, внедрение в наши школы прогрессивных образовательных технологий. Почему это важно не только учителям? Конечная аудитория проекта — ученики. Ведь все делается для того, чтобы процесс обучения стал более сбалансированным и современным благодаря использованию цифровых технологий.

Какие этапы перехода на дистанционку существуют? Как бы все развивалось, если бы не карантин? И развивалось бы вообще?

— Весной этого года от администрации школ требовалась четкая координация действий. Те, у кого уже были наработки по внедрению цифровых образовательных технологий, справились лучше. В основе успешного перехода — организация работы и коммуникации, как среди учителей, так и с родителями. Необходимо сформировать систему, которая будет принята педагогическим составом, а затем донесена до учеников и родителей. Организовать сбор обратной связи, оказывать психологическую и методическую поддержку.
По сути, произошел эксперимент, который преподнесла действительность. Задача образовательных организаций — использовать полученный опыт дальше и модернизировать систему образования. Никто не говорит о полном переходе обучения в дистанционный формат, но лучшие практики и инструменты можно использовать и в дальнейшем. Элементы дистанционного обучения делают процесс более осмысленным для учеников.

— По каким критериям оценивается успешность перехода школы на цифровое обучение?

— Главные критерии, по которым можно оценить успешность перехода на дистанционное образование, — комфорт обучения и качество усвоенных знаний. Цифровая образовательная среда должна быть удобной и эффективной для всех участников процесса: учителей и учеников, администрации школы и родителей. Как показывает опыт, просто перенести стандарты и практики классно-урочной системы в онлайн — неэффективно, необходим глобальный пересмотр подхода. Дистанционное образование основано на самостоятельном освоении материала, роль учителя сводится к тому, чтобы сделать этот процесс максимально понятным, комфортным и вовлекающим. Если ученик понимает, с какой целью он выполняет задания, к какому результату он придет, то процесс становится интереснее. Поэтому при планировании учебной программы необходимо создавать условия для самоорганизации учеников и коллективной работы. Возможность выбора, самостоятельность и умение работать в командах способствуют лучшему усвоению материала и большей вовлеченности в учебный процесс.

— В чем была главная проблема перехода на дистант, из-за чего большинство школ не смогло перестроиться на новый формат работы?

 При экстренном переходе на дистанционное обучение было много проблем, из-за которых многие школы не смогли перестроиться на новый формат работы. В первую очередь, устоявшаяся логика классно-урочной системы, как я упоминала ранее, не подходила для дистанционного обучения. Недостаточные навыки удаленного взаимодействия привели к «перегруженности» учителей и учеников. Также одной из основных проблем стала техническая оснащенность. Все это напрямую повлияло на вовлеченность и мотивированность всех участников образовательного процесса. Опросы, которые мы проводили на этапе проектирования программы, показали наличие трудностей в выборе платформ и технического оснащения. Также есть сложности в объективной оценке домашних заданий, удержании внимания в формате онлайн и повышения мотивации учеников, вовлечении в образовательный процесс родителей. При этом многие учителя нашли в себе силы и желание изменить свой подход к обучению, разработали творческие задания для групповой работы учеников, смогли сделать дистанционный учебный процесс насыщенным и интересным.

Пока остаются без ответа вопросы, что делать с начальной школой и с предметами, где необходима практика. Поэтому онлайн-обучение возможно только в формате включения, как дополнение к традиционному. К переходу на тотальное дистанционное обучение не готов никто.

— Как изменилось отношение к дистанционному обучению?

— Опыт полярный. Часть учителей, попробовав неудачные инструменты, мечтает вернуться в класс с мелом к доске, считая это единственным приемлемым вариантом. Кто-то понял, что надо учиться, чтобы освоить больше инструментов и методических подходов. Некоторые инициативные педагоги настолько продвинулись в освоении цифровизации в марте-апреле, что готовы делиться опытом и создавать команды единомышленников и обучать коллег. В целом дистанционное обучение будет и дальше набирать обороты даже в случае благоприятного разрешения сложившейся эпидемиологической обстановки. Как минимум будет использоваться как вспомогательный инструмент или в частных случаях отсутствия учеников в школе. В этом заключается правильный путь развития: помимо помощи в адаптации, создать отработанный на практике кейс, который можно использовать вне зависимости от того, будет ли пандемия или нет.

— Сможет ли дистанционка подтолкнуть наши школы к более стремительному развитию? От чего это зависит?

— Мы очень рассчитываем, что сможет. В этой логике реализовывался инициированный нами экспериментальный проект. Так, в рамках «Город, который учится» в августе мы запускаем онлайн-курс «Цифровизация образовательного процесса в школах» на платформе Stepik.org.

Также дальнейшее развитие зависит от того, будут ли созданы и развернуты городские и федеральные программы на основании полученного стихийного опыта, которые даже при благоприятной эпидемиологической обстановке могут стать инструментом развития и модернизации. Помимо этого, значительную роль играют представители администрации школ. Если педагогический состав и руководители будут прогрессивно мыслить и стремиться к развитию, то школа сможет стать лучше. В рамках «Город, который учится» за 2 недели образовательного интенсива «Обучение команд школ» мы сумели поспособствовать формированию проектных инициатив от учителей. Они носили как системный характер, направленный на развитие школы в области цифрового образования, так и являлись кейсами решения конкретных проблем по ряду предметов. 

 

Виктория Базжина, куратор программы «Город, который учится. Цифровое образование» Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга.
Виктория Базжина, куратор программы «Город, который учится. Цифровое образование» Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга.
Почти полгода назад многие на своем опыте узнали, что такое дистанционка и цифровое образование. К сожалению, это знакомство не для всех было приятн...
Пройдите опрос
Каким вы видите свое будущее через 10 лет?
1/6








Назад
Далее
А чего больше всего опасаетесь?
2/6







Назад
Далее
Вы уже определились с выбором маршрута: кем стать, куда поступать?
3/6


Назад
Далее
А с кем при этом выборе советовались, к чьему мнению прислушивались?
4/6







Назад
Далее
Если бы у вас появилась возможность жить не работая - согласились бы?
5/6


Назад
Далее
А насколько вообще вы чувствуете себя готовым ко “взрослой жизни”? Оцените от 1 до 5
6/6





Назад
Далее


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru