Учитель не только разрабатывает план урока и делает презентацию, но и придумывает домашнее задание, которое будет интересно выполнять детям в заочном формате. Оказалось, что на разработку таких заданий уходит столько же времени, сколько и на подготовку к открытому уроку.
Очень часто моя маленькая дочь мелькала на экране в процессе проведения урока. Ей было интересно посмотреть на ребят. Как-то, когда я в третий раз объясняла определение, которое ребята никак не могли понять, она сказала: «Мама, они что такие глупые? Уже даже я поняла, что ты говоришь». Она ушла, а я не знала, что и ответить на ее слова. Ребята смеялись, никто не обиделся. До сих пор иногда вспоминают.
Начиная с первого дня дистанционки, я была на связи со своим классом и родителями. Объяснялась каждая мелочь. Вместе заходили и устанавливали Zoom, утром выясняли, какой урок будет онлайн. Если не могут зайти, то выясняли причину: почему не получается пройти тест и отправить результат, почему заходят в журнал и ничего не видят… Так же вели мониторинг состояния здоровья каждого школьника и его перемещение: дом-дача, дом-бабушка и прочее.
Если в реальном времени учитель собирает тетради, проверяет письменные задания и, так как предмет устный, проверяются устные ответы самих ребят, то в данном случае даже если и дети присылали ответы, то их было много, и каждое сообщение надо было скачать, сохранить, переименовать и только потом проверить. Помимо этого со всех сторон на тебя сыпется миллион вопросов: «А Вы проверили? А почему не проверили? Я Вам в три часа ночи отправил дз, а почему оценка до сих пор не стоит?». Такие сообщения часто приходили рано утром или ночью.
Выходных не было, потому что если не готовишь уроки, то проводишь их или проверяешь домашние задания.
Домашнее задание как учителя-предметника выглядит примерно так: отчет о заданном домашнем задании ученикам, отчет о времени и длительности онлайн урока, отчет по сбору всех домашних заданий, отслеживание посещаемости онлайн-уроков, отчет о деятельности класса за день и тому подобное.
Часто было ощущение, что на уроке ты общаешься с пустотой. Ты вроде бы видишь ребят, а они тебя, но в какой-то момент, когда объясняешь материал и задаешь вопрос по ходу рассказа, в ответ – полная тишина. Либо ребята не слушают, либо забывают включить звук. А были и те, кто вначале включал камеру, а потом выключал и просто занимался своими делами. Это расстраивало.
Общение на камеру. Первые уроки я записывала и делала выводы, что можно делать и говорить, а что нет, потому что побороть страх камеры было очень сложно. Общение по микрофону на камеру, как оказалось, вводило в стресс не только школьников.
Мы с классом за это время обсудили много вопросов, о которых никогда не беседовали. Было интересно их слушать: в обычной жизни ученикам либо некогда, либо стесняются что-то лишний раз спросить. Те ребята, которые по каким-то причинам молчали чаще всего на уроке, во время дистанционного обучения проявили свои знания и показали себя, что меня приятно удивило.
Так как все вопросы решались по телефону или по письмам в сети, то и денег на Мобильную связь и Wi-fi тратилось намного больше, чем обычно.
Если в день я провожу 4-6 уроков онлайн, то потом просто падаю без сил. Бывало ощущение, как будто ты выступаешь для развлечения публики и порой очень неблагодарной. Так что мое впечатление о дистанционном образовании далеко не положительное. Мы не готовы к нему – ни дети, ни родители, ни учителя. Возможно, лет через пять я не буду представлять себе иной формат, но скорее наоборот. Когда ребята пришли в школу, это было несравнимое чувство! И видя каждый день их лица, эмоции, слушая их ответы, понимаешь, что работаешь не зря! Каждый из них – это кусочек дня, своего рода пазл. Входя в класс, ты четко представляешь, как пройдут эти 40 минут, ищешь подход к каждому ребенку и хочешь оставить что-то приятное, душевное после урока. Экран монитора этого не заменит.