В 2021 году ЕГЭ пройдет в юбилейный, двадцатый раз. За девятнадцать лет экзамен очень сильно изменился и сейчас значительно отличается от того, каким был раньше.
Рассказываем о том, как ЕГЭ превратился из эксперимента в обязательный этап для каждого школьника.
Как все начиналось
Провести ЕГЭ предложил Владимир Филиппов, который возглавлял Министерство образования в 1998–2004 годах. Он проводил масштабную реформу по присоединению России к Болонскому процессу (сближению систем высшего образования стран Европы). Необходимое условие для этого — введение новой системы оценивания знаний выпускников. Кроме того, ЕГЭ должен был уничтожить коррупцию в школах и обеспечить равные условия для всех абитуриентов. Если раньше результат экзамена во многом зависел от преподавателя, то теперь знания выпускников оценивает машина и независимые эксперты, которых трудно подкупить.
2001–2003: экспериментальный ЕГЭ
Впервые ЕГЭ прошел в 2001 году в пяти регионах: в республике Марий Эл, в Чувашии, в Якутии, в Ростовской и Самарской областях. Экзамен по восьми предметам сдали 30000 человек. Во всей стране было 50 вузов, в которые выпускники могли поступить по результатам ЕГЭ. С каждым годом экзамен становился все масштабнее, и в 2003 году прошел в 47 субъектах из 85.
Марина, 36 лет, сдавала ЕГЭ в 2001 году: «По желанию нам предложили сдать русский язык или математику. Двоек априори не ставили, даже если человек проваливал ЕГЭ. Хоть мы и были участниками эксперимента, не переживали: готовились к обычному экзамену. Писали в своей школе на тетрадных листах, даже бланков не было. Я сдавала математику, получила пятерку без натяжки. Экзамен помог мне поступить в вуз: работу зачли при поступлении».
2004–2008: первые изменения
Эксперимент прошел успешно, и в Министерстве образования задумались над тем, чтобы сделать ЕГЭ повсеместным и обязательным. Однако экзамен критиковали школьники, родители и учителя. Они утверждали, что тестирование не дает объективной оценки знаний и представляет колоссальную сложность для выпускников. Они подвергались двойной нагрузке: необходимо было сдавать и выпускные, и вступительные испытания. Тогда предложили совместить два экзамена и увеличить количество вузов, в которые абитуриент мог поступить с результатами ЕГЭ. В 2006 году продолжала действовать система «+1», благодаря которой ни один выпускник не оставался без аттестата, даже если сдавал экзамен неудачно.
В ходе дальнейших изменений обладатели медалей лишились льгот при поступлении и должны были сдавать ЕГЭ на равных условиях с остальными выпускниками. Кроме того, увеличили число олимпиад, по итогам которых абитуриента с минимальными баллами могли принять в вуз. В 2008 году участниками ЕГЭ стали свыше миллиона человек в 70 регионах страны, а прием на основании результатов экзамена вели 1650 вузов.
2009: обязательный ЕГЭ для всех
1 января 2009 года внесли поправки в закон «Об образовании» и ЕГЭ стал обязательным для всех выпускников, вне зависимости от того, собираются ли они поступать в вуз или нет. Теперь экзамен официально засчитывали как вступительный, но вузам было предоставлено право введения дополнительных испытаний в случае большого конкурса. Кроме того, отменили перевод баллов ЕГЭ в оценки. Приемная кампания 2009 года насчитывает множество скандалов, связанных с тем, что подростки писали заявления в неограниченное число вузов. Одна девушка подала документы в один университет Москвы на 33 специальности, была зачислена на 22 из них, но не предоставила оригиналы документов. Недовольство вызывало и то, что многие абитуриенты проходили по олимпиадам вне конкурса.
2010–2013: изменение форматов КИМов
Прошлогодние ошибки учли и, начиная с 2010 года, абитуриент мог подать документы максимум в пять вузов на три направления подготовки в каждом. Поступление теперь проводилось не в три, а в две волны. Также изменили экзамен по математике: исключили блок с тестовыми заданиями.
В 2012 году в ЕГЭ по истории ввели задание «Исторический портрет», подразумевающее написание мини-сочинения об одном историческом деятеле. В экзамен по математике включили блок заданий по разделу «Вероятность и статистика». 2013 год стал рекордным по количеству скандалов, связанных с утечкой КИМов. 27 мая в интернете появились фотографии тестовых заданий. Результаты экзаменов учеников, выложивших материалы в сеть, аннулировали.
2014: введение итогового сочинения
В 2014 году ввели допуск к ЕГЭ — итоговое сочинение. 3 декабря оно прошло впервые. Считалось, что появление сочинения как формы допуска к ЕГЭ подтолкнет школьников к изучению русского языка и литературы.
Александр, 23 года, писал итоговое сочинение в 2014 году: «Учителя нас запугивали и говорили, что будет сложно написать сочинение. Я был уверен в своих силах, потому что читал много книг и знал, что смогу раскрыть тему. В школе мы детально разбирали направления и потратили много времени на подготовку. Работа была несложная: за два часа я написал сочинение, которое оценили на высший балл».
2015–2017: многочисленные изменения структуры экзамена
В 2015 году добавили устную часть в задания по иностранному языку и убрали блок с вариантами ответов. Экзамен по математике разделили на базовый и профильный уровни. Появилась возможность пересдачи ЕГЭ в текущем году. В 2016 из экзамена по истории убрали все задания с вариантами ответов (1–21), а с 2017 тестовую часть исключили практически из всех экзаменов.
2019: введение экзамена по китайскому языку
В 2019 году впервые провели экзамен по китайскому языку. Его ввели потому, что ученики, изучавшие китайский, были вынуждены сдавать ЕГЭ по английскому, если иностранный язык был нужен для поступления в вуз. В первый год экзамен сдали 289 выпускников из 43 регионов РФ.
2020–2021: изменения в связи с эпидемиологической обстановкой
Из-за нестабильной эпидемиологической обстановки отменили досрочный период ЕГЭ. Выпускники, которые не планируют идти в вузы, будут сдавать государственный выпускной экзамен (ГВЭ) по русскому языку и математике. Он пройдет в конце мая, а после него стартует ЕГЭ — ориентировочно с 31 мая по 2 июля. Экзамен по базовой математике отменили.
За двадцать лет ЕГЭ прошел путь от эксперимента, проведенного в пяти регионах, до обязательного экзамена, который сдают во всех 85 субъектах страны. Главная цель введения ЕГЭ достигнута: теперь выпускники не могут «купить» баллы у преподавателя.