Совсем недавно на большой экран вышла экранизация сказки Петра Ершова «Конёк-Горбунок». Режиссером картины стал Олег Погодин.
Любимый сюжет почти не изменился: главный герой, Иван, всё так же проходит испытания добротой, смелостью, любовью, находчивостью и дружбой.
Переложить стихотворное произведение девятнадцатого века на современный лад совсем не просто. Необходимо учитывать и особенности фольклорного жанра, и свойства изменившегося языка. То, что в остальных «сказочных» фильмах вызывает отторжение, например, употребление заимствованных слов («такси», «физика» в «Последнем Богатыре») здесь становится неотделимой частью разговоров героев. Советники называют Царя «мой Цезарь», а Конёк-Горбунок, рассказывая про свои силы, наставительно тянет — это, мол, Ваня — «интуи-и-и-ция». Царь-девице (в исполнении Паулины Андреевой) приносят переделанные на иностранный манер русские народные платья и предлагают дополнить их «аксессуарами».
Фильм начинается с цитаты из произведения Ершова: «За горами, за лесами, / За широкими морями, / Не на небе — на земле / Жил старик в одном селе.» Первый кадр — ночь, деревянная изба с двускатной крышей — несомненно, отсылает опытного зрителя к одноименному мультфильму 1975 года.

Семья главного героя появляется в самом начале картины. Данилу и Гаврилу отличает гротескная грубость и поистине сказочная глупость. Контраст между ними и Иваном проявляется не только во внешности и любви младшего сына к животным.
Будущий царский конюх Иван (актер — Антон Шагин) тщетно пытается усмирить огромную лошадь, похожую то ли на дементоров из Гарри Поттера, то ли на призрака. Животное находится на грани между жизнью и смертью и способно путешествовать между мирами. Ночная кобыла — синоним кошмара в древнеславянском и английском языках. Одержав победу над животным, герой преодолевает свой страх, становится более решительным. Захомутать лошадь не получается — доброта Ивана мешает ему причинить вред животному.

Конёк-Горбунок, как и в сказке Ершова, обладает магическими способностями. Он может быстро скакать, летать и свистеть. Горбунок язвительностью напоминает Осла из Шрека, а несоответствие циничных и взрослых высказываний и облика сказочной детской игрушки смешат даже взрослых. На экране персонажа воссоздали с помощью уникальной 3D технологии, голосом, движениями и мимикой Конька наделил Павел Деревянко (аналогично и Смауга в трилогии «Хоббит» изображал Бенедикт Камбербэтч).
Столица государства в фильме тоже выглядит сказочно. Сцена базара напоминает картины Васнецова, яркие узорчатые кафтаны и реалистичные декорации приближают зрителя к образу народной Руси. При изображении государственного двора фольклорные мотивы исчезают, на смену типичной царской избе приходит отчасти фэнтезийный замок с фигурными решетками на окнах и ширмами в спальне.
Царь — движущая сила картины. Михаил Ефремов воплотил на экране образ главного антагониста, отчасти «глуповского» самодура. Завистливый, старый государь отправляет Ивана на поиски жар-птицы, затем — в колдовскую страну за Царь-девицей, и в последний раз — за волшебным обручальным кольцом. Антагонист сказки глуп и зол, он находится в окружении иностранных вельмож. От дождя царь в кафтане, на котором вышиты заморские птицы — фламинго, прячется под китайским бумажным зонтиком.
Добро, как и в сказке Ершова, в фильме неразрывно связано с народом. Подвиги Ивана вызывают шумное одобрение толпы, именно люди на площади требуют восстановить справедливость и наградить героя за приручение жар-птицы. Саркастический диалог между Царем и конюхом («А народу?» «Устрою гуляния!» «А медовуху?» «И медовуху.» «Бесплатно?» «… БЕС-ПЛАТ-НО!») окончательно настраивает государя против Ивана

Главный герой искренен в своих поступках, но глуповат. Антон Шагин, на мой взгляд, староват для этой роли — но оттого юношеский максимализм Ивана, его наивность, выглядят особенно ярко и натурально. Отчасти ему противопоставляется расчетливый, но тоже очень «живой Конёк». Этот персонаж развивается на протяжении сюжета, понимает, что основа для счастья — дружба и любовь.
Сатирическая сказка Ершова, высмеивающая патриархальный общественный строй царя-самодура, наказанного за собственное тщеславие, становится историей об извечном столкновении добра и зла. Иван — персонаж, который напоминает зрителю о необходимости быть сострадательным и сочувствующим, по возможности помогать нуждающимся. Благодаря доброте герою удается пройти все испытания и получить взаимную любовь.
Финал экранизации более человечный, чем в оригинале Ершова. «Книжное» наказание царя — в сказке он сварился заживо — заменяется на менее жестокое.
Фильм «Конек-Горбунок» подойдет для семейного просмотра. Яркие декорации запомнятся даже самым юным зрителям, а любимый, почти неизмененный, сюжет ненадолго вернет взрослых в детство.