Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

кем бытьработауниверситетрейтинг вузовчто посмотретьВПРВШЭРособрнадзорВсероссийские открытые урокимузыкаэкзаменыкуда пойти учитьсяисториярецензияличный опытОльга ВасильевасоветыШкола 151спектаклькак прошли ЕГЭ-2018карантинжурналистикаканикулыувлеченияАкадемическая гимназия 56путешествиясоветы психологаКуда сходитьЕГЭ 2018выставкаИван ТрояновкиноаккредитацияОГЭСПбГУВостребованныеНа практику — в ПУ!лицензиястудия журналистики Калининского р-нафизикалитературапабликаторподготовка к ОГЭИгра престоловволонтерство75 лет ПобедыМного платятэкзаменолимпиадыМинистр образованияСочинениеАлые парусакуда поступатьПроекториявыпускнойегэ 2017рейтинггимназия 19 ОрелУчительвсё о поступлении 2019поступлениеопросшколаНовый годвузыРостов-на-ДонуолимпиадаЛучшее на Стенекуда сходить в выходныеисследованиелицей 393книгиподготовка к ЕГЭитоговое сочинениепрофориентацияШкола 2 БерезовкаМГУНовыеМинистерство образованиярусский языкинтервьюКем быть?подготовка к ЕГЭИТМОкаталог сочиненийВыходныеКонцертКак сдать ЕГЭВУЗЛето в городах Россиидистанционное обучениеКаталог вузовприемная кампанияДевятиклассникамфестивальКаталог профессийлайфхакобразованиеДля гуманитариев
Геймификация: зачем учителя играют со школьниками?

Геймификация: зачем учителя играют со школьниками?

Просмотры
190

«Система образования устарела», «Школе нужна цифровизация», «Учебники невозможно читать» – все это мы много раз слышали. Только не очень понятно, как помочь российскому образованию наконец глобально шагнуть в XXI век: попытки сделать модернизировать учебный процесс  пока слишком часто разбиваются о неумение учителя пользоваться гаджетами или – еще чаще – банальную нехватку бюджета.

К тому же, опыт дистанционки показал: даже там, где есть знания, люди и средства, возникает новый, пожалуй, главный вопрос: а как вообще в новых реалиях вести уроки так, чтобы было и эффективно, и интересно, и… современно? 

Отдел мониторинга мировых образовательных практик Академии Минпросвещения подробно изучил подходы к ведению уроков в России и за рубежом и выяснил, что геймификация - один из наиболее любопытных приемов, при котором преподаватель проводит урок на основе игр. В перспективе эта система должна позволить автоматизировать работу в классе, параллельно освободив время учителя для индивидуальной работы с учениками. И нет, мы сейчас не про детсадовское бросание мячика: существуют специальные онлайн-игры, созданные для решения конкретных образовательных задач.

Делу время – и потехе тоже


Конечно, при разработке новых методик специалисты обращаются к зарубежным наработкам. Эксперты Академии Минпросвещения решили узнать, что думают о геймификации учителя и родители.

В очень многих странах учителя уже давно проводят занятия с помощью образовательных онлайн-игр. На практике это работает так: ученики имеют доступ к игровому профилю, который предусматривает функцию индивидуальной и групповой работы, возможность выбора уровня задачи и тематического блока, систему мотивации и приватности результата. Механика онлайн-игры позволяет школьникам развивать гибкие навыки: тайм-менеджмент, умение искать и обрабатывать информацию, эффективную коммуникацию.

Одной из самых популярных образовательных ролевых онлайн-игр является Classcraft. По предварительным подсчетам, к ней подключены свыше 6 млн школьников по всему миру. И, кажется, не зря: например, по данным Университета имени Казимира Великого (Польша), успеваемость учеников поднялась на 8% именно благодаря использованию этой онлайн-игры. При этом 98% респондентов отметили повышение вовлеченности в учебный процесс (на основе мнений 875 респондентов).

В России Classcraft пока используют единицы, но у нас уже сложился собственный топ образовательных сервисов. Первую строчку занимает платформа по изучению иностранных языков Lingualeo. В сервисе зарегистрировано более 15 млн пользователей всех возрастов, не только школьников.

А если говорить именно о детях, то по популярности выделяется приложение «Обучтение», которое помогает младшеклассникам научиться читать. Сова выступает в качестве виртуального преподавателя и в случае ошибки может поправить ученика – в программе работает функция распознавания речи.

Самые креативные учителя берут инициативу в свои руки. «В нашей школе учитель английского языка использует Kahoot. Во время урока на экран выводятся вопросы с вариантами ответов по пройденной теме, ученики на своих телефонах отвечают в режиме онлайн. Тот, кто первый отвечает верно на все вопросы (или большинство вопросов) выходит в лидеры и зарабатывает игровые очки – в результате формируется рейтинг лучших ответов, и дети соревнуются между собой. Могу сказать, что для моего ребенка Kahoot стал стимулом больше заниматься языком. Кроме того, в сервисе учитель также загружает игровые домашние задания, и это точно эффективнее стимулирует интерес ребенка, чем бесконечная зубрежка теории», – поделилась Ольга Буркеня, мама семиклассника подмосковной школы.

Российский учитель математики, лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2018», старший эксперт предметной комиссии ЕГЭ по математике Михаил Попов регулярно применяет геймификацию во время подготовки к экзаменам. На одном из вебинаров «Учительской Академии» (дискуссионной онлайн-площадке для обмена опытом учителей по всей России) педагог поделился своим мнением: «Конечно, геймификация не может заменить классический урок, но это такая эпатажная изюминка, которая позволяет посмотреть немного по-другому на образовательный процесс».

Некоторые педагоги идут дальше и не просто внедряют новые инструменты, но и самостоятельно разрабатывают игровые приложения и квизы. Так, учителя математики Светлана Шихова, Елена Сиверенко и Ольга Кузнецова из московской школы №1363 придумали собственную математическую игру «Приключения Оли и Коли в стране десятичных дробей». На сегодняшний день уже вышли три части игры «Приключения Незнайки в стране обыкновенных дробей» и пять частей игры «Приключения Оли и Коли в стране десятичных дробей», над которыми педагоги работали вместе с детьми.

Эксперимент показал, что игра существенно повысила вовлеченность школьников в учебный процесс – эффект также оценили коллеги педагогов-разработчиков по всей стране. Классы, в которых преподаватели внедряли математические игры, быстрее осваивали счет и показывали высокие результаты по предмету.

Еще один интересный вариант применения игровой механики в образовательном процессе – полностью бесплатный сервис ClassDojo, который уже используют 40 миллионов преподавателей в 180 странах. Он практически заменяет журналы в начальной и средней школах. 

«Наш классный руководитель в начальной школе предложила использовать ClassDojo в качестве эксперимента. Вместо наклеек на тетрадки дети получают поощрительные бейджи в игре – как положительные, например, «Отличная работа!», «Славно потрудился», так и мотивирующие – «Спасибо за участие», «Попробуй еще раз» и т.д. Удобно, что в родительском профиле есть доступ к прогрессу ребенка, набору игровых бейджей, которые он получает, а также возможность быстрой обратной связи с учителем – из сервиса мы узнаем о родительских собраниях и решаем многие организационные вопросы онлайн», – поделилась Ирина Вяземская, мама ученицы пятого класса школы в Санкт-Петербурге.

«Первые игроки» приготовились


Мы решили обратиться к участникам Пабликатора, чтобы узнать, что о геймификации думают те, кому непосредственно предстоит «играть» и «выигрывать». 

Сама идея большинству опрошенных кажется очень свежей и достаточно привлекательной. 

«Мне кажется, такого в России никогда не было, школьникам, в основном, только и говорят, что игры – зло, путь к деградации. «Запретный плод всегда сладок» – в итоге ребята предпочитают школе игры. Но можно же сделать «приятное» «полезным»: начать использовать информационный прогресс так, чтобы он играл в пользу образования», - рассуждает Ксения Степанова, (16 лет, русская школа при ГК РФ в Стамбуле).

Несмотря на невысокую распространенность геймификации в России, некоторые ребята все-таки уже испытали на себе игровой подход. 

«У нас в школе был опыт изучения новых тем и проверки знаний с помощью гейминга. Например, таблицу умножения мы учили с помощью игры на время. На информатике у нас вообще был игровой мир, где игрок бегает по локациям и, встречаясь с препятствиями и злодеями, должен решить задачи по теме, чтобы пройти дальше. На дистанте тесты по информатике, русскому языку и обществознанию мы решали на разных сайтах с таймингом. Поэтому в России и в мире есть шансы на геймификацию в школах, причем высокие», - уверена Анастасия Шляхтина (17 лет, МБОУ ЕСШ им. О. Н. Мамченкова, г. Елизово).

Но не все ученики так оптимистичны. 

«Я боюсь, что не все учителя смогут правильно преподнести геймификацию. Иногда эти попытки уйти от формализма, классической системы советского образования выглядят как минимум наигранно, а иногда и смешно. Геймификации стоит учиться, а иногда у преподавателя на это времени нет. Но если учитель энергичный и умеет работать в таком формате, быть с учениками на одной волне, то это действительно будет чудесно, особенно для младших и средних классов», - поделилась Нина Дымченко (17 лет, ГБОУ №2100, г. Москва).

Маша Кожушко (16 лет, СШ №49, Республика Беларусь, г. Гомель,) также отметила проблему нехватки времени у обычных учителей для освоения новых приемов и методик: «В Беларуси об этом даже и не слышно, все сконцентрированы на изменениях в структуре экзаменов. Но я думаю, что не все учителя смогут внедрить геймификацию, потому что это требует дополнительного времени. Было бы здорово, если бы программисты активно сотрудничали с педагогами и методистами, что облегчило бы работу обычным школьным учителям. Для всех детей легче воспринимать информацию в игровом виде. Но мне кажется, что в старших классах все равно важно научиться работать самостоятельно».

Стоит ли игра свеч?


Да, эксперименты по всему миру показывают, что геймификация помогает в достижении академических результатов и отработке навыка работы в команде. И хотя «учебные игры» получают положительные отзывы и от учителей, и от учеников, и от родителей, многие эксперты отмечают: пока мы не можем быть уверены, что «ролевки» не будут иметь негативных последствий в будущем. Для этого еще нужно изучить очень много сторон этой практики. В своем обзоре эксперты отдела мониторинга мировых образовательных практик Академии узнали, что учителя думают о геймификации.

Например, американский учитель Алекс Коллард считает, что зацикленность детей на игровых достижениях может помешать реальным образовательным результатам: ими движет желание заработать как можно больше баллов, а не получить новые знания. «Больше всего ученикам нравится использование способностей и зарабатывание очков опыта. Теперь все горят желанием как можно скорее посетить урок, чтобы заработать больше очков».

А учитель информатики Волгоградской области Сергей Кушнарев поделился конкретным примером опасности геймификации и командной работы: в случае «проигрыша» на отдельных учеников могут обрушиться давление и негатив со стороны одноклассников. 

«…Всего лишь один ученик не сделал задание на следующий урок. Согласно правилам, которые мы оговорили заранее, игра должна была закончиться, и мы должны вернуться к таким же урокам, как на других предметах. Негодованию учеников не было предела. Ученик сам подходил и просил не закрывать проект, так как с ним в классе никто не разговаривал».

Кроме того, не стоит забывать и о том, что недавно Роспотребнадзор запретил использовать смартфоны для образования. Официально «играть на уроках» в России теперь можно только с компьютеров и планшетов – которые в достаточном количестве есть не в каждой школе, не в каждой семье. 

Так что пока рано откладывать книги и брать в руки джойстики: большой игре быть, но не сегодня.



Комментировать

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое