«Система образования устарела», «Школе нужна цифровизация», «Учебники невозможно читать» – все это мы много раз слышали. Только не очень понятно, как помочь российскому образованию наконец глобально шагнуть в XXI век: попытки сделать модернизировать учебный процесс пока слишком часто разбиваются о неумение учителя пользоваться гаджетами или – еще чаще – банальную нехватку бюджета.
К тому же, опыт дистанционки показал: даже там, где есть знания, люди и средства, возникает новый, пожалуй, главный вопрос: а как вообще в новых реалиях вести уроки так, чтобы было и эффективно, и интересно, и… современно?
Отдел мониторинга мировых образовательных практик Академии Минпросвещения подробно изучил подходы к ведению уроков в России и за рубежом и выяснил, что геймификация - один из наиболее любопытных приемов, при котором преподаватель проводит урок на основе игр. В перспективе эта система должна позволить автоматизировать работу в классе, параллельно освободив время учителя для индивидуальной работы с учениками. И нет, мы сейчас не про детсадовское бросание мячика: существуют специальные онлайн-игры, созданные для решения конкретных образовательных задач.
Делу время – и потехе тоже
Конечно, при разработке новых методик специалисты обращаются к зарубежным наработкам. Эксперты Академии Минпросвещения решили узнать, что думают о геймификации учителя и родители.
В очень многих странах учителя уже давно проводят занятия с помощью образовательных онлайн-игр. На практике это работает так: ученики имеют доступ к игровому профилю, который предусматривает функцию индивидуальной и групповой работы, возможность выбора уровня задачи и тематического блока, систему мотивации и приватности результата. Механика онлайн-игры позволяет школьникам развивать гибкие навыки: тайм-менеджмент, умение искать и обрабатывать информацию, эффективную коммуникацию.
Одной из самых популярных образовательных ролевых онлайн-игр является Classcraft. По предварительным подсчетам, к ней подключены свыше 6 млн школьников по всему миру. И, кажется, не зря: например, по данным Университета имени Казимира Великого (Польша), успеваемость учеников поднялась на 8% именно благодаря использованию этой онлайн-игры. При этом 98% респондентов отметили повышение вовлеченности в учебный процесс (на основе мнений 875 респондентов).
А если говорить именно о детях, то по популярности выделяется приложение «Обучтение», которое помогает младшеклассникам научиться читать. Сова выступает в качестве виртуального преподавателя и в случае ошибки может поправить ученика – в программе работает функция распознавания речи.
Самые креативные учителя берут инициативу в свои руки. «В нашей школе учитель английского языка использует Kahoot. Во время урока на экран выводятся вопросы с вариантами ответов по пройденной теме, ученики на своих телефонах отвечают в режиме онлайн. Тот, кто первый отвечает верно на все вопросы (или большинство вопросов) выходит в лидеры и зарабатывает игровые очки – в результате формируется рейтинг лучших ответов, и дети соревнуются между собой. Могу сказать, что для моего ребенка Kahoot стал стимулом больше заниматься языком. Кроме того, в сервисе учитель также загружает игровые домашние задания, и это точно эффективнее стимулирует интерес ребенка, чем бесконечная зубрежка теории», – поделилась Ольга Буркеня, мама семиклассника подмосковной школы.
Эксперимент показал, что игра существенно повысила вовлеченность школьников в учебный процесс – эффект также оценили коллеги педагогов-разработчиков по всей стране. Классы, в которых преподаватели внедряли математические игры, быстрее осваивали счет и показывали высокие результаты по предмету.
«Первые игроки» приготовились
Мы решили обратиться к участникам Пабликатора, чтобы узнать, что о геймификации думают те, кому непосредственно предстоит «играть» и «выигрывать».
Сама идея большинству опрошенных кажется очень свежей и достаточно привлекательной.
«Мне кажется, такого в России никогда не было, школьникам, в основном, только и говорят, что игры – зло, путь к деградации. «Запретный плод всегда сладок» – в итоге ребята предпочитают школе игры. Но можно же сделать «приятное» «полезным»: начать использовать информационный прогресс так, чтобы он играл в пользу образования», - рассуждает Ксения Степанова, (16 лет, русская школа при ГК РФ в Стамбуле).
Несмотря на невысокую распространенность геймификации в России, некоторые ребята все-таки уже испытали на себе игровой подход.
Но не все ученики так оптимистичны.
«Я боюсь, что не все учителя смогут правильно преподнести геймификацию. Иногда эти попытки уйти от формализма, классической системы советского образования выглядят как минимум наигранно, а иногда и смешно. Геймификации стоит учиться, а иногда у преподавателя на это времени нет. Но если учитель энергичный и умеет работать в таком формате, быть с учениками на одной волне, то это действительно будет чудесно, особенно для младших и средних классов», - поделилась Нина Дымченко (17 лет, ГБОУ №2100, г. Москва).
Стоит ли игра свеч?
Да, эксперименты по всему миру показывают, что геймификация помогает в достижении академических результатов и отработке навыка работы в команде. И хотя «учебные игры» получают положительные отзывы и от учителей, и от учеников, и от родителей, многие эксперты отмечают: пока мы не можем быть уверены, что «ролевки» не будут иметь негативных последствий в будущем. Для этого еще нужно изучить очень много сторон этой практики. В своем обзоре эксперты отдела мониторинга мировых образовательных практик Академии узнали, что учителя думают о геймификации.
Например, американский учитель Алекс Коллард считает, что зацикленность детей на игровых достижениях может помешать реальным образовательным результатам: ими движет желание заработать как можно больше баллов, а не получить новые знания. «Больше всего ученикам нравится использование способностей и зарабатывание очков опыта. Теперь все горят желанием как можно скорее посетить урок, чтобы заработать больше очков».
Кроме того, не стоит забывать и о том, что недавно Роспотребнадзор запретил использовать смартфоны для образования. Официально «играть на уроках» в России теперь можно только с компьютеров и планшетов – которые в достаточном количестве есть не в каждой школе, не в каждой семье.
Так что пока рано откладывать книги и брать в руки джойстики: большой игре быть, но не сегодня.