Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Школьные новости
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

саморазвитиеРособрнадзорМинистерство образованияОГЭСПбГУисследованиеэкзаменыКак сдать ЕГЭЕГЭ-2022ЕГЭ 2018профессиикарьераТеатррейтингшколакиноСпецпроектыНа практику — в ПУ!итоговое сочинениеисторияСочинениемузыкаподготовка к экзаменамрейтинг вузовопросВУЗфестивальсоветывузыинтересные фактыподготовка к ОГЭна практику — в ПУ!Поступление 2024подготовка к ЕГЭ75 лет ПобедыКнижная полка ПУпутешествияжурналистикакаталог сочиненийличный опытЕГЭ 2024книгилайфхакиЛучшее на Стенеувлеченияподросткилайфхакичто посмотретькультураразвлеченияискусствоНовый годлитературапрофориентацияВостребованныепоступлениеУчительродителистудентамКуда сходитькарантинЧто почитатьМГУКаталог профессийобразованиеолимпиадаработаВаши историикуда поступатьКем бытькиносуббота с ПУолимпиадырецензияфильмы и сериалыНовостиПсихологияинтервьютрендыжурфакКаталог вузоврусский языкКонцертвопрос-ответволонтерствоприемная кампания 2024ЕГЭ-2024отношенияспортновости кинонеделихоббиДевятиклассникамсоветы психолога
ТОП авторов
Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 31

Елизавета Уварова

Опубликовано статей: 7

Екатерина Волгина

Опубликовано статей: 14

Илья Воробьев

Опубликовано статей: 8

Дарья Хрипунова

Опубликовано статей: 8

София Харламова

Опубликовано статей: 5

Пять углов
Исследование ВШЭ: 72% российских школьников устают от учебы

Исследование ВШЭ: 72% российских школьников устают от учебы

Рассказывает Александра Шишкина, СПбГУ, г. Санкт-Петербург

Просмотры
1957
Институт образования НИУ ВШЭ опубликовал результаты исследования школьной нагрузки. 71% детей утомляются уже днем, усталость накапливается, особенно — к концу четверти. Среди одиннадцатиклассников измотанными чувствуют себя 85%.


Только 7% бодры с утра до вечера

Чем ближе выпускной класс, тем меньше остается сил. Главные причины усталости учеников: недосып, стресс и высокая нагрузка. Респонденты отдельно говорят о недостатках расписания: сложных предметах и большом количестве уроков.

О подобном исследовании мы писали в 2019 году. Тогда родители школьников рассказали, что у 5% подростков бывает по восемь или девять уроков в день. 

68% школьников ходят на дополнительные занятия 

Исследователи из ВШЭ сказали: «Не устает тот, кто не работает». Однако они хотели понять, когда «усталость переходит в переутомление и начинает вредить». Детей спрашивали о факультативных занятиях, чтобы проверить, хватает ли им сил на активность вне школы. Одиннадцатиклассники лидируют по посещению репетиторов — к ним ходит 76% опрошенных школьников, а гуляют чаще всех первоклассники — 6 раз в неделю. Самая популярная внеучебная активность — спорт, на него остаются силы у 88% опрошенных.

2 часа 10 минут уходит на домашнюю работу

Больше всего времени на выполнение домашки тратят школьники из четвертого и одиннадцатого классов. Родители учеников говорят, что в выпускной год все задания делают только 43% детей. 

Исследователи предлагают искать и проверять новые решения

Школам нужно дать возможность изменить порядок зачета результатов в кружках и секциях и расширить основания для перехода школьников на индивидуальный учебный план. При этом можно попробовать изучать часть программы в школе, а остальное — дома.

Научный сотрудник лаборатории образовательного права при ВШЭ Надежда Княгинина предлагает сократить обязательные домашние задания. Возможно, полностью отказаться от них или добавить двенадцатый год обучения. 

Мы узнали, что об этой инициативе думают подростки. Вот, что они сказали:

«На носу ЕГЭ, меня уже тошнит от этой подготовки и школы, а кто-то предлагает добавить еще один год бесполезных и неинтересных знаний? Системе поможет одно — сократить эту бессмысленную нервотрепку», — Анастасия, одиннадцатиклассница.

«Учусь не в России. У нас в школе 12 классов. Такая система дает больше времени подумать, куда идти дальше, и лучше подготовиться к экзаменам. Финальный класс несложный, но из-за стресса, страха насчет будущего и накопленных лет нагрузки усталость как будто удвоенная», — Настя, учится в другой стране.

«С домашкой точно надо что-то делать, потому что на каникулы по одному предмету задают 200+ заданий. Это часто вина учителя — надо лучше контролировать. В такой ситуации речи про двенадцатый год быть не может», — Эльза, ушла из школы после девятого класса.

«Под конец обучения многие выходят с тележкой психологических проблем из-за давления учителей и родителей, нахождения рядом с людьми, которых ненавидят. Про нагрузку я вообще молчу, так как знаний дают минимум, а требуют все и сразу. Пусть думают, как улучшить фундамент прогнившей системы образования, а не о “косметическом ремонте обваливающихся стен”», — Алена, окончила школу в прошлом году.

«Если добавить в школьную программу необязательную практику для старшеклассников в различных учреждениях, двенадцатый год пригодился бы. Можно пересмотреть количество часов, отводящихся на музыку, изо и технологию», — Эдвард, окончил школу.

«Когда вводили одиннадцатый класс, информации было меньше, чем сейчас. Теперь же мы “несемся” галопом по европам, чтобы все успеть. Да, выпустимся позже, зато готовиться к экзаменам будет легче, программа будет более разгруженная», — Анастасия, девятиклассница.

Исследователи считают, что проблему избыточной нагрузки школьников нельзя решать директивно. Обязательный «приказ из Москвы» не сработает в школе на Дальнем Востоке. У родителей и учителей больше информации, и они сами должны выбирать методы снижения нагрузки, а не пытаться идеально исполнить требования СанПина. 


Рассказывает Александра Шишкина, СПбГУ, г. Санкт-Петербург


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru