Только 7% бодры с утра до вечера
Чем ближе выпускной класс, тем меньше остается сил. Главные причины усталости учеников: недосып, стресс и высокая нагрузка. Респонденты отдельно говорят о недостатках расписания: сложных предметах и большом количестве уроков.
О подобном исследовании мы писали в 2019 году. Тогда родители школьников рассказали, что у 5% подростков бывает по восемь или девять уроков в день.
68% школьников ходят на дополнительные занятия
Исследователи из ВШЭ сказали: «Не устает тот, кто не работает». Однако они хотели понять, когда «усталость переходит в переутомление и начинает вредить». Детей спрашивали о факультативных занятиях, чтобы проверить, хватает ли им сил на активность вне школы. Одиннадцатиклассники лидируют по посещению репетиторов — к ним ходит 76% опрошенных школьников, а гуляют чаще всех первоклассники — 6 раз в неделю. Самая популярная внеучебная активность — спорт, на него остаются силы у 88% опрошенных.
2 часа 10 минут уходит на домашнюю работу
Больше всего времени на выполнение домашки тратят школьники из четвертого и одиннадцатого классов. Родители учеников говорят, что в выпускной год все задания делают только 43% детей.
Исследователи предлагают искать и проверять новые решения
Школам нужно дать возможность изменить порядок зачета результатов в кружках и секциях и расширить основания для перехода школьников на индивидуальный учебный план. При этом можно попробовать изучать часть программы в школе, а остальное — дома.
Научный сотрудник лаборатории образовательного права при ВШЭ Надежда Княгинина предлагает сократить обязательные домашние задания. Возможно, полностью отказаться от них или добавить двенадцатый год обучения.
Мы узнали, что об этой инициативе думают подростки. Вот, что они сказали:
«На носу ЕГЭ, меня уже тошнит от этой подготовки и школы, а кто-то предлагает добавить еще один год бесполезных и неинтересных знаний? Системе поможет одно — сократить эту бессмысленную нервотрепку», — Анастасия, одиннадцатиклассница.
Исследователи считают, что проблему избыточной нагрузки школьников нельзя решать директивно. Обязательный «приказ из Москвы» не сработает в школе на Дальнем Востоке. У родителей и учителей больше информации, и они сами должны выбирать методы снижения нагрузки, а не пытаться идеально исполнить требования СанПина.