Прошла неделя с того момента того, как в Казани девятнадцатилетний молодой человек заявился с ружьем в школу, где когда-то учился, и начал стрелять...
Событие это попало на первые полосы сайтов и газет, возмутило общественность и мы, естественно, все чаще задаем себе вопрос - так что же с нами происходит? Потому что новости из области просвещения-образования все чаще напоминают фронтовые сводки - то керченский стрелок, то зарубивший свою семью топором подросток из Екатеринбурга, а теперь вот этот - отчисленный из колледжа студент, который вдруг «ощутил себя Богом» и пошел в класс, где когда-то учился, мстить за давние обиды ...
История эта, конечно, «из ряда вон», но именно из ряда, я бы сказал даже - привычных, для большей части родителей просто еще одно напоминание о потенциальной опасности, сигнал на тему «А у вас еще не стреляют?...». И потому они, эти родители, на всякие там заявления высокопоставленных начальников, заклинания типа «рассмотреть и принять в ближайшем чтении» особые надежды не возлагают и доверие к ним не испытывают. Может потому, что не раз уже слышали? А если объективно, то единственное отличие новой трагедии от всех предыдущих заключается в количестве жертв и медицинском диагноз несостоявшегося бога - оказывается, у него было «заболевание мозга».
Ну, после такого уточнения нам, родителям, конечно, стало немного легче, но хорошо бы, конечно, еще и понять, как наши школы и детей обезопасить! И еще, интересуется общественность - вот это самое «заболевание мозга» - болезнь не заразная? В эпидемию на наших глазах не превращается?
И вообще - все эти прискорбные случаи и «трагические стечения обстоятельств» разве не оценивают обстановку в некоторых, или, извините за бестактность, многих наших школах? Не отражают уровень воспитательной работы в целом и взаимоотношений между детьми и взрослыми - в частности?
Для тех, кто со всеми этими проблемами не сталкивался, поясню: хорошо, конечно, что Следственный комитет во главе с самим председателем намерен выяснить конкретный мотив преступления. Выяснит , наверноре, но широкие массы волнует и то, что симптомы, случаи опасного заболевания уже многим и так давно очевидны, потому что жестокость, буллинг стали в нашей школе обычным явлением. Но делать-то что ?
Между прочим, и того паренька с топором из Екатеринбурга долгое время травили одноклассники. Из-за постоянных издевательств он вообще не хотел ходить в школу и не раз говорил об этом родителям, а взрослые не слышали, или, точнее - не хотели слышать!
И у казанского стрелка тоже были настолько сложные отношения с классом, что спустя годы именно в восьмой "а" он пришел мстить ! Да, разумеется - это поступок больного человека, но ведь четыре года назад рядом с ним были и учителя, и родители, и никто не обратил внимание на постоянные конфликты, на странное поведение?
А т сейчас внимание обратили - и на липовые справки, и на продажу оружия, и на охрану учебных заведений – то есть разложили ответственность " по полочкам" и каждому ведомству дали, «по серьге», а кому-то, наверное, и «по шапке». И тогда - с новыми правилами, инструкциями или даже законами «стволы» купить будет сложнее, медосмотры начнут проводить ответственнее, и вахтеров в школах и садиках заменят ЧОПовцы, или даже полиция.
И еще одна крамольная мысль – а что если дело не в охранниках, справках, злополучном ЕГЭ и даже не в учительских зарплатах... а в нас самих?
Почему - разговор отдельный, но сейчас приведу только одну выдержку из презентации доклада. Респондентов в возрасте от 10 до 17 лет попросили ответить на вопрос: «К кому бы вы обратились в трудную минуту?». Так вот, 2400 подростков на первое место поставили друзей и только на второе - родителей! А вот учителя (а это все же главная фигура в школе) в рейтинге доверия заняли последнее место. К ним обратились бы 1% опрошенных! Но еще тревожнее другая цифра:
19% ответили – в трудную минуту
ИМ ОБРАТИТЬСЯ НЕ К КОМУ!
Так что, если говорить в общем и целом, то ситуация, думаю, очевидная. Особенно для нашего старейшего детского издания, которое еще 7 лет назад провело в интернете и на улицах города опрос почти на ту же самую тему, с такой же выборкой и главное – почти такими же результатами (см. номер «ПУ» за январь 2015 года), и выводом – сверстникам подростки стали доверять больше, чем родителям. После этого в редакции попытались найти цифрам логическое объяснение, прояснить сам мотив, и попросили студентов-практикантов задать подросткам еще один дополнительный вопрос – а почему ребята стали меньше доверять взрослым, меньше общаться, разговаривать?
руководитель проекта «Пять углов»,
заслуженный работник культуры РФ.