Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

работаКонцертжурфакВостребованныеНа практику — в ПУ!что посмотретьУчительфестивальжурналистикаДевятиклассникамспортподросткиисследованиекаталог сочиненийЕГЭ-2024культурапоступлениекиносуббота с ПУ75 лет ПобедыэкзаменымузыкаТеатрлицензияВаши историиНовостипрофессиилайфхакиЛучшее на Стенеанглийский языксоветы психологаискусствоподготовка к экзаменамКаталог профессийприемная кампания 2024интервьюкнигисаморазвитиена практику — в ПУ!развлеченияКнижная полка ПУкарантинСочинениеитоговое сочинениеличный опытродителикуда поступатьопросотношенияволонтерстворусский языкпрофориентацияЧто почитатьвопрос-ответСПбГУолимпиадаподготовка к ОГЭЕГЭ-2022ЕГЭ 2024новости кинонеделирецензияОГЭлайфхакиВУЗКаталог вузовстудентамлитератураКуда сходитьисторияЕГЭ 2018образованиеМГУМинистерство образованиясоветыинтересные фактыхоббиСпецпроектыКак сдать ЕГЭПоступление 2024как прошли ЕГЭ-2018РособрнадзоррейтингНовый годПсихологияувлеченияКем бытьолимпиадыподготовка к ЕГЭшколарейтинг вузовпутешествиякиновузы
ТОП авторов
Татьяна Герасименко

Опубликовано статей: 23

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 28

Полина Батракова

Опубликовано статей: 10

Матвей Невьянцев

Опубликовано статей: 9

Мария Горяинова

Опубликовано статей: 6

Пять углов
Мотив преступления

Мотив преступления

Или почему школьные новости все чаще напоминают фронтовые сводки

Просмотры
2218
Можешь не читать, но покажи родителям!

Прошла неделя с того момента того, как в Казани девятнадцатилетний  молодой человек заявился с ружьем в школу,  где  когда-то учился,  и начал стрелять...

Событие это попало на первые полосы сайтов и газет, возмутило общественность и мы, естественно, все чаще задаем себе вопрос - так что же с нами происходит?  Потому что новости из области  просвещения-образования все чаще напоминают фронтовые сводки - то  керченский стрелок, то  зарубивший свою семью топором подросток из Екатеринбурга, а теперь вот этот -  отчисленный из колледжа студент, который вдруг  «ощутил себя Богом» и пошел в класс, где когда-то учился, мстить за давние обиды ...

    История эта,  конечно, «из ряда вон», но  именно из ряда, я бы сказал даже - привычных, для большей части  родителей  просто еще одно напоминание о  потенциальной  опасности, сигнал на тему «А у вас еще не стреляют?...». И потому они, эти родители, на всякие там заявления высокопоставленных начальников, заклинания типа   «рассмотреть и принять в ближайшем чтении»  особые надежды не возлагают и доверие к ним не испытывают. Может потому, что   не раз уже слышали?  А если объективно, то единственное отличие новой трагедии от всех предыдущих заключается в количестве жертв и медицинском диагноз несостоявшегося бога - оказывается, у него было «заболевание мозга». 

 Ну, после такого уточнения нам, родителям,  конечно, стало немного легче, но хорошо бы, конечно, еще и понять, как наши школы и детей обезопасить! И еще, интересуется общественность - вот это самое «заболевание мозга» - болезнь не заразная?  В эпидемию на наших глазах не превращается? 

 И вообще -  все эти прискорбные случаи и «трагические стечения обстоятельств» разве не оценивают обстановку в некоторых, или, извините  за бестактность,  многих наших школах?  Не отражают уровень  воспитательной работы в целом и взаимоотношений  между детьми  и взрослыми - в частности?  

Для тех, кто со всеми этими проблемами не сталкивался, поясню: хорошо,  конечно, что Следственный комитет во главе с самим председателем намерен выяснить конкретный мотив  преступления.  Выяснит , наверноре, но широкие массы волнует и то, что  симптомы, случаи  опасного заболевания  уже многим  и так давно  очевидны,   потому что жестокость, буллинг  стали в нашей школе  обычным явлением. Но делать-то что ?

1621424343.jpg

Между прочим, и того паренька с топором из Екатеринбурга долгое время травили одноклассники. Из-за постоянных издевательств он вообще не хотел ходить в школу и не раз говорил об этом родителям, а взрослые не слышали, или, точнее - не хотели слышать!  

И у казанского стрелка тоже были настолько  сложные отношения с классом, что спустя годы именно в восьмой "а" он пришел мстить ! Да,  разумеется - это поступок  больного человека, но ведь четыре года назад рядом с ним были и учителя, и родители, и никто не обратил внимание на постоянные конфликты, на странное поведение?

А т сейчас внимание обратили - и на липовые справки, и на  продажу  оружия,  и на охрану учебных заведений – то есть разложили ответственность " по полочкам" и каждому ведомству дали, «по серьге», а кому-то, наверное, и «по шапке». И тогда - с  новыми правилами, инструкциями или даже  законами «стволы» купить будет сложнее, медосмотры  начнут проводить  ответственнее,  и вахтеров в школах и садиках заменят ЧОПовцы, или даже полиция.  

Но в самой-то школе, кроме табличек с названием министерства, что изменится? 
Может, классы станут не по 30-40 человек, а по 10-15, как в соседней Финляндии?  Или молодым  учителям, особенно  вдали от столиц,  повысят зарплаты,  избавят от безумной отчетности ( которая большей частью никем вообще не анализируется, а просто служит  обоснованием чиновничьих должностей)?

Может.,  выпускники педагогических вузов, получив диплом, не станут  искать  рабочее место « на стороне», а станут гордиться своей работой,  беседовать с детьми, поддерживать их,  и тогда не нужно будет создавать «бригады высокооплачиваемых и квалифицированных психологов» (очередная депутатская фантазия  накануне перевыборов народных избранников)  или привлекать к воспитательному процессу   Росгвардию? 
1621344444.jpg

И еще одна  крамольная мысль – а что если  дело не в охранниках, справках, злополучном ЕГЭ и даже не в учительских зарплатах... а в нас самих?

Например, в том, что  подростки с недавних пор стали  доверять взрослым, старшему поколению меньше, чем сверстникам? А ведь доверие, между прочим  - основа воспитания. Без него - ни передачи традиций и духовных ценностей, ни  связи поколений, ни скреп. Без него начинается тот процесс, который сейчас в очень цивилизованной Европе именуют «войной поколений». Между прочим, опасность и последствия  этой социальной эпидемии отметил еще Шекспир, помните его  гениальное «Распалась связь времен...» ( перевод Б. Пастернака)?  

Вот только четыреста лет назад у великого драматурга речь шла о  трагедии на уровне королевских династий и «небожителях», а сегодня эта невидимая, но вполне ощутимая и  важная связь слабеет в семьях, на уровне поколений. Этот распад  связей незаметнее, зато куда масштабнее и опасней!

Ну, а что  касается доверия, то оно или есть, или его нет – тут в каждой семье на вопрос ответят по-своему, но мы воспользуемся  вполне объективными данными, которые  опубликовали полгода назад социологи Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.  Они  провели исследование  как раз по интересующей нас теме - отношение подростков к старшему поколению. И убедительно доказали: младшее  стало меньше доверять старшему.

Почему -  разговор отдельный, но сейчас приведу только одну выдержку  из  презентации доклада.  Респондентов в возрасте от 10 до 17 лет попросили ответить на вопрос:  «К кому бы вы обратились в трудную минуту?». Так вот,  2400 подростков на первое место поставили друзей и только на второе - родителей! А вот учителя (а это все же главная фигура в школе)  в рейтинге  доверия заняли последнее место. К ним обратились бы  1% опрошенных!   Но еще тревожнее другая  цифра:

19% ответили – в трудную минуту
ИМ ОБРАТИТЬСЯ  НЕ К КОМУ!


( Справка  редакции: в 2002 году по данным  НИИКСИ СПбГУ в Петербурге 12 % опрошенных школьников считали, что учителя оказали на них значительное влияние. В 2014 году - только 9%. Среди московских школьников положительное влияние отметили только 5%).

Теперь о том. как все эти цифры связаны с реальной жизнью?». Только один факт:  сегодня наша страна - лидер среди других европейских по количеству детских суицидов на 100 тысяч населения? И, кстати,, более половины из них выпадает как раз на месяц май!

Так что, если говорить в общем и целом, то ситуация, думаю, очевидная. Особенно для нашего старейшего детского издания, которое еще 7 лет назад провело в интернете и на улицах города опрос почти на ту же самую тему, с такой же выборкой и главное – почти такими же результатами (см. номер «ПУ» за январь 2015 года), и выводом – сверстникам подростки стали доверять больше, чем родителям. После этого в редакции попытались найти цифрам логическое объяснение, прояснить сам мотив, и попросили студентов-практикантов  задать подросткам еще один дополнительный вопрос – а почему ребята стали меньше доверять взрослым, меньше общаться, разговаривать?

В ОТВЕТ ОДНИ ССЫЛАЛИСЬ НА ЗАНЯТОСТЬ, ДРУГИЕ - ПРОСТО ПОЖИМАЛИ ПЛЕЧАМИ, А ТРЕТЬИ ЗАДАВАЛИ ВСТРЕЧНЫЙ ВОПРОС: «А О ЧЕМ С НИМИ ГОВОРИТЬ?»…

Р.S. Прошла еще неделя и новое «ЧП» - в городке Березняки Пермского края 16-летний лицеист напал  с ножом на 74-летнюю учительницу. 



Сергей Грачев,

 руководитель проекта «Пять углов»,

заслуженный работник культуры РФ.

 




1621698701.jpg



Или почему школьные новости все чаще напоминают фронтовые сводки


Гость
Гость
Добрый день! А можно поточнее узнать параметры доклада, на который ссылается автор? ВОТ это - социологи Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Они провели исследование как раз по интересующей нас теме - отношение подростков к старшему поколению.
27 мая 2021
Ответить
Ответить
Фото профиля
Добрый день! Ссылка на источник: https://www.kommersant.ru/doc/4614621
28 мая 2021
Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru