Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
На дистанции
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Письма о войне и победе
Кем быть
Журнал старшекласcников
|

волонтерствочто посмотретьСПбГУМного платятИван ТрояновНовыепабликаторразвлечениястудия журналистики Калининского р-наДля гуманитариевНовый годшколарусский языкЧто почитатьТворческиеработаматематикаВостребованныеувлеченияЕГЭ 2018психологияКак сдать ЕГЭприемная кампаниямузыкалицензияпутешествияВШЭНа практику — в ПУ!университетфестивальегэ 2017отношенияолимпиадавсё о поступлении 2019аккредитацияВПРопросвузыобразованиеинтервьюВУЗОГЭэкзаменЛучшее на СтенеВаши историиКуда сходитьвыпускнойкнигирецензияИТМОподготовка к ОГЭжурналистикасоветыитоговое сочинениепоступлениеМГУКаталог вузовКонцертИгра престоловУчительРособрнадзорлайфхакличный опытДевятиклассникамсоветы психологаисследованиерейтингВыходныелитератураподготовка к ЕГЭкак прошли ЕГЭ-2018Всероссийские открытые урокиШкола 151выставкаМинистр образованиярейтинг вузовНа дистанциикарантинкиноканикулыРостов-на-Дону75 лет Победыгимназия 19 ОрелпрофориентацияШкола 2 БерезовкажурфакМинистерство образованияКаталог профессийэкзаменыЛето в городах РоссииАкадемическая гимназия 56куда поступатьОльга ВасильеваисторияСочинениекаталог сочиненийКем бытьолимпиадыЕГЭ-2022
Пять углов
Мотив преступления

Мотив преступления

Или почему школьные новости стали все чаще напоминать фронтовые сводки

Просмотры
1771
Можешь не читать, но покажи родителям!

Прошла неделя с того момента того, как в Казани девятнадцатилетний  молодой человек заявился с ружьем в школу,  где  когда-то учился,  и начал стрелять...

Это событие мгновенно попало на первые полосы газет и  сайтов, волной возмущения и сочувствий прокатилось по интернету, заставило нас повернуться к школьной теме  и задаться вопросом -  так что же с  нами происходит?  Потому что новости из области просвещенного образования все больше напоминают фронтовые сводки - то мы узнаем о керченском стрелке, то  о зарубившем свою семью топором подростке из Екатеринбурга, а теперь вот -  отчисленный из колледжа студент, который вдруг  «ощутил себя Богом» и пошел в школу, где когда-то учился, отомстить  за прошлые обиды совершенно незнакомым  ребятам.

История, конечно,  дикая и резонансная, но  как  «из ряда вон выходящая» уже не воспринимается и для большей части  родителей она  прежде всего - как сигнал  о  потенциальной  опасности,  еще одна  тревожная тема: «У вас еще не стреляют?...». А всякие заявления начальников  и обещания типа «рассмотреть и принять в ближайшем чтении»  почему-то  особого оптимизма  не вызывают. Может потому, что  уже не раз их слышали? И единственное отличие новой трагедии от предыдущих - это число жертв и диагноз несостоявшегося бога - «заболевание мозга». То есть с медицинской точки зрения, нам, родителям вроде бы, все ясно, но  остаются некоторые вопросы, например:  а вот это «заболевание мозга» -  болезнь не заразная, в эпидемию не превратится? 

 И вообще -  все эти прискорбные случаи и «трагические стечения обстоятельств» разве не оценивают обстановку в некоторых, или, извините  за бестактность,  многих наших школах?  Не отражают уровень  воспитательной работы в целом и взаимоотношений  между детьми  и взрослыми - в частности?  

Для тех, кто со всеми этими проблемами не сталкивался, поясню мысль. Хорошо,  конечно, что Следственный комитет во главе с самим председателем ищет конкретный мотив  преступления.  Найдет, наверное! Но  симптомы опасного заболевания и его предпосылки  уже многим из нас и так давно  очевидны,   потому что жестокость и буллинг  стали в нашей жизни заметным явлением. 

1621424343.jpg

Между прочим, и того паренька с топором из Екатеринбурга долгое время травили одноклассники. Из-за постоянных издевательств он вообще не хотел ходить в школу и не раз говорил об этом родителям, но взрослые не слышали или, точнее - не хотели слышать!  

И у казанского стрелка тоже были настолько  сложные отношения с учениками, что спустя годы он пришел мстить именно в восьмой класс.  Разумеется - мы столкнулись с поступком  больного человека, но ведь четыре года назад рядом с ним были и учителя, и родители, и никто не обратил внимание на конфликты и странное поведение?

И вот сейчас внимание обратили - и на липовые справки, и на  продажу  оружия,  и на охрану учебных заведений – то есть разложили все по полочкам и каждому ведомству дали, как сестре -  «по серьге», а кому-то  дадут и «по шапке». Что ж, будем надеяться, с новыми  законами и инструкциями «стволы» купить будет сложнее, и медосмотры  начнут проводить люди более ответственные,  и вахтеров в школах и садиках заменят ЧОПовцы или полиция.  

Но в самой-то школе что, кроме табличек с названием министерства, изменится? 
Может быть, классы станут не по 30-40 человек, а по 10-15, как в соседней Финляндии?  Или молодым  учителям, особенно  вдали от столиц,  повысят зарплаты,  избавят всех от безумной отчетности, которая большей частью никем вообще не анализируется, а просто служит  обоснованием чиновничьих должностей?

Может  выпускники педагогических вузов, получив диплом, не будут искать  рабочее место « на стороне», а станут гордиться своей работой,  беседовать с детьми, поддерживать их,  и тогда не нужно будет создавать «бригады высокооплачиваемых и квалифицированных психологов» (очередная депутатская фантазия  накануне перевыборов народных избранников)  или привлекать к воспитательному процессу   Росгвардию? 
1621344444.jpg

И еще одна  крамольная мысль – а что если  дело не в охранниках, справках, злополучном ЕГЭ и даже не в учительских зарплатах... а в нас самих?

Например, в том, что  подростки с недавних пор стали  доверять взрослым, старшему поколению меньше, чем сверстникам? А ведь доверие, между прочим  - основа воспитания. Без него - ни передачи традиций и духовных ценностей, ни  связи поколений, ни скреп. Без него начинается тот процесс, который сейчас в очень цивилизованной Европе именуют «войной поколений». Между прочим, опасность и последствия  этой социальной эпидемии отметил еще Шекспир, помните его  гениальное «Распалась связь времен...» ( перевод Б. Пастернака)?  

Вот только четыреста лет назад у великого драматурга речь шла о  трагедии на уровне королевских династий и «небожителях», а сегодня эта невидимая, но вполне ощутимая и  важная связь слабеет в семьях, на уровне поколений. Этот распад  связей незаметнее, зато куда масштабнее и опасней!

Ну, а что  касается доверия, то оно или есть, или его нет – тут в каждой семье на вопрос ответят по-своему, но мы воспользуемся  вполне объективными данными, которые  опубликовали полгода назад социологи Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.  Они  провели исследование  как раз по интересующей нас теме - отношение подростков к старшему поколению. И убедительно доказали: младшее  стало меньше доверять старшему.

Почему -  разговор отдельный, но сейчас приведу только одну выдержку  из  презентации доклада.  Респондентов в возрасте от 10 до 17 лет попросили ответить на вопрос:  «К кому бы вы обратились в трудную минуту?». Так вот,  2400 подростков на первое место поставили друзей и только на второе - родителей! А вот учителя (а это все же главная фигура в школе)  в рейтинге  доверия заняли последнее место. К ним обратились бы  1% опрошенных!   Но еще тревожнее другая  цифра:

19% ответили – в трудную минуту
ИМ ОБРАТИТЬСЯ  НЕ К КОМУ!


( Справка  редакции: в 2002 году по данным  НИИКСИ СПбГУ в Петербурге 12 % опрошенных школьников считали, что учителя оказали на них значительное влияние. В 2014 году - только 9%. Среди московских школьников положительное влияние отметили только 5%).

Теперь о том. как все эти цифры связаны с реальной жизнью?». Только один факт:  сегодня наша страна - лидер среди других европейских по количеству детских суицидов на 100 тысяч населения? И, кстати,, более половины из них выпадает как раз на месяц май!

Так что, если говорить в общем и целом, то ситуация, думаю, очевидная. Особенно для нашего старейшего детского издания, которое еще 7 лет назад провело в интернете и на улицах города опрос почти на ту же самую тему, с такой же выборкой и главное – почти такими же результатами (см. номер «ПУ» за январь 2015 года), и выводом – сверстникам подростки стали доверять больше, чем родителям. После этого в редакции попытались найти цифрам логическое объяснение, прояснить сам мотив, и попросили студентов-практикантов  задать подросткам еще один дополнительный вопрос – а почему ребята стали меньше доверять взрослым, меньше общаться, разговаривать?

В ОТВЕТ ОДНИ ССЫЛАЛИСЬ НА ЗАНЯТОСТЬ, ДРУГИЕ - ПРОСТО ПОЖИМАЛИ ПЛЕЧАМИ, А ТРЕТЬИ ЗАДАВАЛИ ВСТРЕЧНЫЙ ВОПРОС: «А О ЧЕМ С НИМИ ГОВОРИТЬ?»…

Р.S. Прошла еще неделя и новое «ЧП» - в городке Березняки Пермского края 16-летний лицеист напал  с ножом на 74-летнюю учительницу. 



Сергей Грачев,

 руководитель проекта «Пять углов»,

заслуженный работник культуры РФ.

 




1621698701.jpg



Или почему школьные новости стали все чаще напоминать фронтовые сводки
Пройдите опрос
В каком классе вы учитесь?
1/4




Назад
Далее
Сколько времени вы тратите на домашнее задание?
2/4




Назад
Далее
Успеваете ли вы заняться другими делами после школы?
3/4




Назад
Далее
Как вы готовитесь к экзаменам?
4/4





Назад
Далее


Гость
Гость
Добрый день! А можно поточнее узнать параметры доклада, на который ссылается автор? ВОТ это - социологи Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Они провели исследование как раз по интересующей нас теме - отношение подростков к старшему поколению.
27 мая 2021
Ответить
Ответить
Фото профиля
Добрый день! Ссылка на источник: https://www.kommersant.ru/doc/4614621
28 мая 2021
Комментировать

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru