По воспоминаниям современников, во время его эфиров пустели улицы. О ком это мы? О телеведущем Владиславе Листьеве. Программы, которые создал он и его коллеги, для многих были символами начала чего-то нового. Они олицетворяли перемены как для телевидения, так и для общества в целом. Благодаря тому, что журналист делал в течение карьеры, зрители переосмыслили то, каким может быть телевидение. В этом году Владиславу Листьеву могло бы исполниться 65 лет. Рассказываем, чему он научил мир.
Говорить о важном
Владислав Листьев стал журналистом в то время, когда телевидение ещё работало по советским канонам. Значительную часть эфира регулировало государство. Однако карьера телеведущего развивалась уже в эпоху перестройки. Политика гласности, а затем и распад СССР позволили вносить коррективы в журналистскую работу. Владислав Листьев был одним из тех людей, которые на глазах зрителей меняли телевидение. Его имя связывают с созданием программ «Взгляд», «Час пик» и «Тема». Появление на экранах передач нового формата было шагом вперёд: зрители вдруг увидели не строгих дикторов, а энергичных людей, которые говорили о наболевшем. И о вещах, про которые раньше рассказывать было не принято.
В одном из выпусков «Темы» 1992 года говорили об альтернативной службе в России. Владислав Листьев и гости в студии пытались понять, нужна ли альтернативная служба, какой она должна быть и почему молодые люди всё чаще отказывались от службы в вооружённых силах. За неполные сорок минут в эфире прозвучало множество противоречивых высказываний. Создатели передачи коснулись и религиозных, и пацифистских убеждений призывников, и дедовщины, с которой они сталкивались в армии. «Тема» стала совершенно новой программой для российского телевидения: она указывала на «неудобные» вопросы, которые требовали решения.
Не сдаваться
Новые передачи, в создании которых участвовал Владислав Листьев, были популярны среди телезрителей. Однако их громкие темы нравились далеко не всем людям, которые управляли эфиром. Они пытались повлиять на работу журналистов, но те не меняли ни формата телепередач, ни проблем, которые поднимали в них.
Программа «Взгляд», одним из авторов которой был Владислав Листьев, оказывалась на грани закрытия несколько раз. Темы, которые поднимались в передаче, были слишком острыми и скандальными. В 1990 году руководство Гостелерадио запретило выпускать «Взгляд» в эфир. Однако с этим решением не согласились не только создатели программы, но и её зрители. В центре Москвы прошла демонстрация в защиту свободы слова. Поддержку журналистам «Взгляда» выразили около 500 тысяч человек. После этого Владислав Листьев и его коллеги продолжили снимать программу. Она выходила в эфир до начала 2000-х и стала культовой передачей отечественного телевидения, несмотря на попытки закрытия.
Создавать новое
Владислав Листьев развивал развлекательное телевидение. Он понимал, что зрителю нужны не только серьёзные передачи, но и программы нового поколения – ток-шоу, телеигры. Даже в суровые 90-е. Листьев участвовал в создании программ «Угадай мелодию», «Поле чудес», «Звёздный час». Заимствованные передачи он адаптировал под российское телевидение так, словно они всегда шли по отечественным каналам.
Телеигра «Поле чудес» стала одной из первых программ, в эфире которой участникам дарили призы – подарки от спонсоров. Попасть на передачу мог любой человек: для этого было достаточно составить кроссворд и отправить его со своей фотографией и рассказом о себе в «Останкино». В первых выпусках программа даже не «пыталась» просвещать зрителей: ведущий не задавал участникам наводящих вопросов, заветное слово угадывалось только по буквам. Однако телеигра стала популярной развлекательной передачей канала и существует по сей день.
При Владиславе Листьеве телевидение занималось не пропагандой и идеологией, а развитием общества. Программы, которые создал журналист, просуществовали долгие годы. Некоторые из них по-прежнему выходят в эфир, а другие дали начало новым передачам. Владислав Листьев оставил нам простые, но важные истины: телевидение может развлекать и при этом рассказывать о серьёзном.