Проводы, напутственные слова, крепкие объятия, обещания дождаться любой ценой. В голове только: «Улыбайся, не показывай эмоций, ты же сильная» или «Держись, мужчины не плачут». Убеждаете себя, что это всего лишь год, раньше ведь и дольше ждали, и ничего, справлялись. Потом сборы, военкомат, прощание и отъезжающий автобус. А впереди 365 дней ожидания, которые начинают казаться вечностью.
О том, что моего молодого человека забирают в армию, стало понятно примерно за месяц до рокового дня. Все это время я весело и задорно говорила что-то в духе: «Нестрашно. Раньше уйдешь — раньше придешь!», тихонечко надеясь, что-нибудь да изменится. Не изменилось.
Вопрос, который мучил меня в первые недели его службы: «Почему именно я?». Казалось, все трудности жизни — от тяжелых пакетов до завала на учебе — остались на мне одной. А счастливые парочки в метро, парках и вообще везде (почему-то не отходившие друг от друга при виде страдающей меня) только усугубляли ситуацию.
«Самое сложное — это первые недели службы, — соглашается со мной Максим. — Все свободное время думаешь о ней, все ли в порядке. Потом начинаешь привыкать к расстоянию, становится не так тяжело вдали от близких. Труднее мириться с изменениями, которые произошли с нами: у нее появились новые друзья, увлечения, да и я сам стал другим человеком. Было очень непривычно. Но мы прошли через это, ведь такие мелочи уже не имеют никакого значения, когда спустя год видишь счастливые, родные глаза и понимаешь, что наконец-то все позади».
Максим всегда смотрел на эту ситуацию оптимистичнее, чем я, и никогда не сомневался, что конец у нашей истории непременно будет счастливым: «Если изначально нет взаимопонимания и доверия, то отношения долго не продержатся, тем более при таких условиях. Год — не так уж и много, если вы чувствуете, что смогли бы прожить с человеком всю жизнь».
Однако сохранить отношения на расстоянии способны далеко не все. Так старинное гадание влюбленных на ромашке во время службы приобретает новое значение: вместо стандартного «любит-не любит» появляется «дождется-не дождется». По данным нескольких женских журналов, всего 5% девушек ждут возвращения любимого из армии. Такая цифра вселяет парням, призванным на службу, разве что лишние сомнения.
Мы провели опрос среди девушек в возрасте от 14 до 25 лет и выяснили, как сложились их отношения спустя год разлуки с любимыми. Из 50 опрошенных 26% дождались парней из армии, 10% расстались на 1–4 месяце службы, 34% — на 5–8 месяце и 30% — на 9–12 месяце. Среди причин разрыва отношений самыми частыми оказывались измены, неуверенность в избраннике, ослабление чувств со временем и расстановка приоритетов.
Так я ждала его около шести месяцев, пока он не подписал контракт. Это был переломный момент. У меня перед глазами стояли цифры: 2,5 ГОДА. Как бы ни хотел переубедить меня мой парень, говоря, что так будет лучше, я не воспринимала эту информацию. Но смирилась: о том, чтобы не ждать, не было и речи. И только начиная с седьмого месяца его службы, я поняла, о чем он мне говорил: у него появились выходные, а рабочий день длился всего до 18:00.
Он мог бы вернуться 9 июля, но продолжает служить по контракту. Мы видимся очень часто, поэтому я уже перестала считать дни. Не так плох контракт, как я его представляла. Год пролетел очень быстро, уверена, что и оставшееся время пройдет так же. (Анастасия Чорней, 18 лет)
За весь первый месяц службы он позвонил всего четыре раза. Было трудно поддерживать связь так редко, но зато спустя этот непростой месяц, встреча на присяге оказалась максимально теплой и желанной.
Скоро он стал задумываться о контракте. Я не хотела этого, но понимала, что должна его поддержать во всем. 28 октября он подписал контракт, и в ноябре я смогла уже к нему приехать на целую неделю. Это было лучшее, что происходило со мной за последнее время. К новому году я окончательно перебралась в Севастополь и мы вместе встретили 2021 год.
Могу сказать точно, что наши отношения стали крепче, но всегда есть куда расти. Трудности были, есть и будут, с этим ничего не поделаешь, но самое главное — поддержка со стороны дорогого тебе человека. Сейчас Саша получает должность командира отделения, а значит, вновь ждет повышение звания. Я очень им горжусь! (Ольга Кобзарь, 19 лет).
Можно сколько угодно спорить о том, кому сложнее — солдатам или ждущим их девушкам, но к единому мнению, скорее всего, прийти не удастся. Армия — это испытание для двоих. И, если с девушками, успевающими за год пройти все пять стадий «горя», все понятно, то, что происходит в головах парней, остается для нас загадкой. Однако точно можно сказать одно: ожидание предстоящей встречи с любимой помогает солдатам справиться с любыми трудностями.
Психологи утверждают, что отношения на расстоянии складываются хорошо, если один из партнеров находится в стрессовой ситуации, например на военной службе. Сложности сближают эмоционально, это факт. Поэтому подобное испытание чаще всего лишь укрепляет отношения, люди начинают проявлять поддержку и любовь по отношению друг к другу. Важно только почувствовать ее, даже если вас разделяют тысячи километров.